Скачать сюжетно ролевые игры для старшей группы. Примерная тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам. Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

Игры для любого ребенка являются главным источником информации об окружающем мире: они готовят к взрослой жизни, помогают адаптироваться к новым условиям существования. Сюжетно-ролевые игры в старшей группе детского дошкольного учреждения помогают изучить правила поведения, учат, как себя вести в разнообразных ситуациях, укрепляют психику ребенка.

У малыша формируется характер, представление о нравственности, основанные на полученном социальном, общественном опыте. Сюжетно-ролевые занятия – это возможность для дошкольника «примерить на себя» жизнь взрослых, куда он так стремится попасть. Проявленная таким образом активность позволяет ощутить свою внутреннюю свободу, самостоятельность, взаимодействовать с окружающими на равных условиях.

Развитие маленького человечка невозможно без разнообразных игр. В раннем возрасте малышу достаточно взять в ручки погремушку и потрясти ее. Взрослеют дети, их привлекают новые игрушки, усложняются игровые правила. Малыш стремится вовлечь в игровой процесс окружающих, сначала маму, потом других детей. Проявляется творческое начало в личности дошкольника.

В игровой деятельности появляется сюжет: ребятня начинает распределять игровые роли, договариваются о правилах. Сюжетно-ролевые игры дошкольников в старшей группе уже становятся более конкретизированными по теме: не просто «поиграть в куклы», а изобразить сюжетную сцену, например, чаепитие с гостями, где у каждого ребенка есть конкретная роль или разыграть сценку непослушания. Ребенок создает воображаемую ситуацию, которая позволяет примерить на себя любую роль, почувствовать себя главным действующим лицом.

В своих действиях дошкольник абсолютно самостоятелен: он может воображаемым ножом отрезать хлеб, маленькой палочкой, представив ее ключом, открыть замок в двери. Малыш представляет себя в больнице, в школе, в магазине, разыгрывая различные ситуации. Самовыражение ребенка проявляется особенно ярко в сюжетных игровых ситуациях.

Специалисты выделяют сюжетно-ролевые игры как отдельный творческий вид, которые характеризуются обязательным наличием сюжета, распределением ролей, при этом подчиняются определенным игровым правилам. Любой игровой процесс с сюжетом и распределенными ролями – это игровая деятельность коллектива. Здесь принимают участие несколько человек.

Значимая социализация происходит именно в совместной деятельности, когда дошкольники взаимодействуют друг с другом в соответствии с принятыми ролями. Малыш учится нормам социального, нравственного поведения, развивается коммуникативность. Непоседа учится проявлять самостоятельность, находить выход из запутанных ситуаций, идти на конструктивное общение во время конфликтов. У ребенка появляется опыт поведения в разных ситуациях.

К характерным особенностям всех сюжетно-ролевых игр старших дошкольников многие специалисты относят двойственность характера игрового процесса, которая проявляется в соединении вымышленного, воображаемого мира взрослых с реальностью действий дошкольников в игре. Например, малыш сидит на стуле, и одновременно в игровой реальности этот ребенок – водитель автобуса.

Игровые предметы заменяют в воображаемом мире предметы, которые присущи миру взрослых. Двойственность ситуации позволяет дошкольникам получать информацию и усваивать знания о неизвестных им ранее сторонах действительности. Малыш не может вылечить больного, вырвать зуб, но в игровом процессе он узнает, что делает врач, как надо вести себя в больнице, о том, что помогать людям – это хорошо.

Роль педагога в организации игрового процесса

Нередко взрослые считают, что не стоит организовывать детский досуг, достаточно подарить куклы, машинки, пазлы, конструкторы и предоставить полную самостоятельность ребенку. Не стоит забывать, что игровой процесс способствует полноценному развитию, воспитанию детей.

Брошенный на самотёк, неорганизованный досуг дошколят не будет нести никакой познавательной информации. Возможна и обратная ситуация, когда дети, оставленные без присмотра взрослых, могут в процессе игровой деятельности оскорблять друг друга, устраивать драки.

Большинство дошкольников по характеру поведения – консерваторы – они предпочитают играть и разыгрывать те сюжетные линии, в которых им знакомы все правила и условия. Если перед дошколятами ставят задачу самостоятельно выбрать, во что поиграть, то, скорее всего, это будут «дочки — матери», «больница», «магазин» или военные игры с догонялками, которые обычно предпочитают мальчики.

Постоянно повторяемые сюжеты не способствуют расширению кругозора и получению новых умений, знаний. Иногда у детей начинает вырабатываться неприятие любых изменений. Предложение изменить или дополнить сюжет вызывает резко негативную реакцию. Ребенок, предложивший что-то новое, не принимается в коллектив, его начинают игнорировать.

Невозможность изменить сюжет, разыграть новую сценку или бесконечный повтор одинаковых действий, – это следствие неумения призвать воображение и недостаток знаний. Очень рано в любом детском коллективе появляется лидер, признанный остальными малышами. Он быстро организует игровую деятельность, распределяет, кто и кого будет изображать, устанавливает правила.

Жесткие правила, диктуемые подобным лидером, не дают проявить себя другим малышам, ограничивают их развитие как самостоятельной личности. Именно воспитатель, педагог или родители должны проявить руководящую, направляющую роль в организации игрового досуга. Взрослые, с целью расширения кругозора дошкольников, организовывают новые ролевые игры, следят за развитием сюжета, ненавязчиво помогают в игровом процессе.

Нельзя просто предложить игру, в которую можно поиграть: для дошкольников важен процесс подготовки, обсуждение сюжетной линии, распределение ролей, соблюдение обговоренных заранее правил. Необходимо дать возможность каждому дошкольнику пофантазировать, предложить свой вариант развития сюжета, чтобы у малышей развивалось желание придумывать, творить.

Любая сюжетная игра предусматривает наличие игровых атрибутов: для больницы потребуются белые халаты, шапочки, для магазина – весы, касса. С организацией игровой деятельности могут помочь взрослые, при этом немного усложняя игровые правила и добавляя новые условия. Например, при игре в «дочки — матери» можно обыграть появление еще одного ребенка в семье.

В домашних условиях родители также могут устраивать совместные сюжетные игры с ребенком: поиграть в больницу, в школу, в кафе. Взрослые оказывают определяющее влияние на детей, их поведение, соблюдение норм морали, умение договариваться, общаться.

«Семья»

Одной из самых популярных является сюжетно-ролевая игра «семья» для детей в старшей группе. Каждый ребенок часто представляет себя на месте мамы или папы. Дошкольнику нравится разыгрывать различные семейные сценки, при этом часто меняясь ролями.

  • воспроизвести бытовую жизнь семьи, научиться создавать самостоятельно обстановку для данного сюжета с использованием игрушек и других вещей;
  • формирование чувства ценности семейных отношений, взаимопомощи, любви;
  • вовлечение в трудовую деятельность по дому через игровой процесс;
  • создать понимание, что такое семейный бюджет, совместное ведение хозяйства.

Подготовка:

  • предложить дошкольникам вспомнить, как отмечают праздники дома, например, день рождения члена семьи;
  • обсудить, чем заняты родители дома, как семья проводит свободное время, как дома наводят порядок, готовят еду, встречают гостей;
  • выбрать тему.
  • каждому малышу обязательно надо выделить самостоятельную роль в игровом сюжете.

Предметы: куклы, игрушечная мебель и посуда, машинка, фартук, косынка. Разнообразные предметы, которые понадобятся в процессе.

Сюжет. День рождения бабушки. Ждем гостей. Генеральная уборка. Дочка капризничает. Прогулка на машине на природу. Ребенок заболел.

Действия. Например, при выборе сюжета «День рождения» потребуется много действующих лиц. Одни малыши готовят праздничный обед, другие покупают подарки. Необходимо сервировать красиво стол, навести дома порядок, подготовить торжественные поздравления. Взрослые наблюдают, как общаются члены семьи, как помогают друг другу, подсказывают правильное поведение дошкольникам.

В процесс вводятся и элементы трудовой деятельности: необходимо постирать белье и погладить его, починить телевизор или утюг. Для реалистичности разыгрывают бытовые сценки: лопнула труба, перегорела лампочка, планирование совместного бюджета.

«В кафе»

Дошкольники должны уже знать правила поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра «в кафе» малышам поможет понять, как надо правильно себя вести в общественных местах.

Цель – знакомство с общественными местами, работой и обязанностями официанта, повара, директора кафе, формирование культуры поведения.

Предметы: мебель, посуда для кафе, куклы, фартуки для официантов, колпак для повара, деньги, банковские карточки.

Сюжет: после прогулки зайти в кафе с друзьями.

Действия: дети заходят в кафе, занимают столики, делают заказ. Официанты приносят заказ, обслуживают клиентов. Дети благодарят официанта и повара за работу, рассчитываются.

Дошколята могут меняться ролями: те, кто были клиентами, в следующий раз станут официантами и будут угощать гостей кафе. В игровом процессе малыши должны понять, что некрасиво громко кричать, размахивать руками, бегать между столиками. Непоседы должны научиться себя хорошо вести.

«Библиотека»

В настоящее время мало кто из детей знает о работе библиотекарей, о том, зачем нужны сами библиотеки. Дошкольники привыкают с раннего детства пользоваться компьютером, не уделяя внимания книгам. Сюжетно-ролевая игра «библиотека» для дошкольников в старшей группе открывает важность, ценность книг.

Цель – воспитание бережного отношения к литературе, к книгам, увеличение словарного запаса, расширение кругозора. Дать понятие о работе библиотекаря, воспитание уважения к профессии. Научить находить нужную книгу в библиотеке, уметь пользоваться каталогом.

Предметы: книжные полки, столы, книги, раскраски, наборы открыток.

Подготовка и сюжет. Дошколята вспоминают, что такое библиотека, кто там работает, что он делает, как можно взять книгу в библиотеке? Выбираются несколько малышей на роль библиотекарей, остальные – читатели, посетители библиотеки.

Действия. У каждого библиотекаря есть несколько книг, журналов. Читатели подходят и просят показать книги. Когда ребенок выбрал книгу, библиотекарь спрашивает, почему именно эту книгу выбрал читатель? Оформление формуляра читателя. Библиотекарь дает книги настоящим любителям чтения, а чтобы доказать это, малыш — читатель рассказывает стихотворение.

Библиотекарь предлагает посмотреть в читальном зале журналы, наборы открыток. После завершения игры дошколята делятся мнениями, какие книги они видели, какие им понравились. Оценивают работу библиотекарей.

«Поликлиника»

К сожалению, все малыши сталкиваются в своей жизни с заболеваниями, как следствие, с врачами. Сюжетно-ролевая игра «поликлиника» знакомит непосед с работой врачей.

Цель – познакомить дошкольников с профессией врача, воспитать чувство сострадания, доброты к больным. Малыши учатся проявлять внимательность, чуткость.

Предметы: игрушечные наборы для врачей, белые халаты и шапочки, одноразовые маски, бахилы. Градусник, шприцы для уколов, бинты, ножницы. Бумага для рецептов.

Подготовка, сюжет. Для сюжета выбираются действия разных врачей. Например, прием у педиатра, у зубного врача, окулиста. К разновидностям сюжета можно отнести: взятие анализов, проведение прививок.

Прежде чем предложить подобный сюжет, педагог проводит предварительную подготовку. Рассказывает о работе разных врачей, может организовать посещение поликлиники или пригласить медицинского работника в группу. Дошколята делятся на врачей и группу больных. Кто-то может взять роль медсестры.

Действия. Больной пришел в поликлинику, надевает бахилы, берет в регистратуре карточку и направление на прием к врачу. Врач осматривает больного. Спрашивает, какие есть жалобы, внимательно слушает. Проверяет давление, осматривает горло, уши. Назначает курс лечения. Медсестра делает перевязки, уколы, меняет старые повязки.

«Больница»

Нередко игра в поликлинику переходит в сюжетно-ролевую игру «больница».

Цель – воспитание уважения к работе врачей, медицинских сестер, санитаров, других медработников. Формируется и укрепляется чуткость, внимательность, сострадание, желание помочь. Создается понимание важности работы врача.

Предметы: халаты, шапки, фонендоскоп, шприцы, ножницы, бинты, вата, таблетки, тонометр.

Сюжет, подготовка. Больной лежит в больнице, проходит курс лечения. Воспитатель спрашивает, что делают врачи в больницах, знакомит малышей с правилами лечения, обязанностями врачей, медсестер. Рассказывает о режиме дня для больного, правилах его посещения. Выслушиваются все предложения, и обсуждается развитие сюжета и роли.

Действия. Больной приехал в приемный покой больницы. Медсестра берет документы, оформляет его и ведет в палату. Приходит врач, проводит осмотр. Слушает жалобы, измеряет давление и температуру, назначает курс лечения. Медсестра дает таблетки, делает уколы, перевязки. Санитарка следит за порядком и чистотой. Больного навещают знакомые, родственники.

«Школа»

Дошкольники с большим нетерпением ждут, когда пойдут в школу. Подготовиться к этому им поможет сюжетно-ролевая дидактическая игра «школа» в старшей группе.

Цель – дать малышам представление о школе, подготовить к правилам поведения, принятым в учебных заведениях. Приучить к вежливому обращению, привить уважение к труду учителя, любовь к школе.

Предметы: тетради, ручки, книги, карандаши, пеналы, портфели. Мебель для занятий.

Прежде чем приступить к самой игре, воспитатель предлагает непоседам придумать несколько сюжетных линий. Например, учитель проводит урок или директор пришел с проверкой на урок. Дошколята знакомятся с правилами, которые надо соблюдать. Ребятам объясняют, что на уроках нельзя кричать, вскакивать с места, перебивать учителя или других учеников. Задания надо выполнять аккуратно, старательно. Внимательно слушать учителя.

Воспитатель организовывает просмотр фильма о школе, вместе изучают книги, учат песни о школе. Совместно с дошколятами готовится учебный класс, школьные принадлежности. Делаются пеналы из коробочек. Готовятся тетради, учебники, классный журнал. Чтобы писать на доске и стирать надписи, на подставку у доски выкладывают мел, тряпочку.

Действия. В класс входит учитель, ученики приветствуют педагога. Учитель объясняет задание, ученики решают задачи, отвечают на вопросы. Учитель может попросить посчитать до 10 или назвать буквы, написать их на доске. Учитель проверяет тетради, ставит оценки за ответы. Ученики должны сидеть за партой. Если ребенок хочет ответить, он должен поднять руку. Учитель хвалит ученика, ставит оценку за правильный ответ.

Игровые занятия можно сделать по подобию школьных уроков. Первый урок – математика. Учитель просит назвать цифры, решить нетрудную задачу на сложение или вычитание. Второй урок – физкультура, чтобы малыши могли побегать, попрыгать. Третий урок – рисование. Предложить нарисовать школу или лето. После второго урока отвести непосед в школьную столовую.

На занятия может зайти директор школы, который делает заметки в тетради. После уроков директор просит зайти учителя к себе и дает ему задания. После окончания урока раздается звонок, ученики должны дождаться сообщения учителя, что урок окончен. На перемене учащиеся не должны бегать.

Для подобной сюжетной игры с множеством событий и участников, обязательно составляется конспект занятий, где детально прописываются все правила. Стремление дошколят играть в школу должно поддерживаться, поощряться.

«Ателье»

Дошколята должны иметь информацию о разных видах трудовой деятельности, уважать, ценить чужой труд, понимать, что создание любой вещи требует много сил, времени и труда. Сюжетно-ролевая игра «ателье» знакомит дошкольников с работой портных, закройщиц, модельеров.

Цель – научить ценить труд, предоставить знание о работе в ателье, привить уважение к людям трудовой профессии.

Предметы: выкройки, сантиметровая лента, отрезы материи, лекала, мел, куклы.

Для участия в игровом процессе можно привлечь и мальчиков, которые могут проверять швейные машинки, ремонтировать их, доставлять заказы клиентам ателье. Воспитатель знакомит дошкольников с работой ателье. Рассказывает, чем занимаются портные, что делают закройщики, как снимают мерки.

Действия. Клиент приходит в ателье. Вместе с портным выбирает фасон, цвет материала, оформляет заказ. Портной снимает мерки, делает выкройки, шьет изделие. Примерка в ателье, подгонка по фигуре. Клиент получает готовый заказ и оплачивает его.

«Почта»

Сюжетно-ролевая игра «почта» позволяет познакомиться с тем, как организована работа в почтовых отделениях связи, прививает уважение к труду почтальона и других почтовых работников.

Цель – увеличить словарный запас, выучить и понимать значение новых слов: посылка, бандероль, заказное письмо. Развить умение выслушивать, быть вежливыми, умение работать в коллективе.

Предметы: конверты, марки, коробки для посылок, журналы, газеты. В отделе посылок – весы, почтовые штампы. Сумка почтальона.

Данная сюжетная игра характеризуется большим количеством участников. Тут есть роли почтальона, оператора почты, шофера, заведующей, клиентов. Дошкольники могут отправлять посылки и бандероли, получать заказные письма, оформлять подписку на газеты. Шофер привозит и разгружает посылки. Почтальон разносит почту, пенсии, газеты. Оператор оформляет почтовые переводы, сортирует письма, продает газеты. Заведующая почтой контролирует всю работу, проверяет, как все работают. Делает заказы на поставку свежей прессы для реализации, выдает зарплату работникам.

Действия. Клиенты посылают посылки, задают вопросы. Сотрудник почты быстро взвешивает, выписывает квитанцию, ставит печать и клеит марки на бандероль. Люди пишут письма, приходят на почту, кидают в почтовый ящик. Почтальон с сумкой разносит газеты и письма.

Для родителей

Не стоит после целого дня в детском саду усаживать ребенка за компьютер. Лучше сыграйте с ним, используя бытовые семейные сюжеты. Так улучшаются внутрисемейные отношения, устанавливается особенная близость родных людей.

«Осеннее путешествие в лес»

(сюжетно-ролевая игра в доу)

Цель : учить детей познавать окружающий мир через игру. Брать на себя определённую роль и выполнять до логического конца.

Задачи:

Образовательная : Закрепить знания детей о семье, семейных традициях, здоровом образе жизни; знания о работе водителя, правила поведения в общественном транспорте; знания о временах года, диких животных, растениях, грибах; посуде, кондитерских изделиях, фруктах.

Развивающая: Развивать речь, умение разгадывать загадки, мышление.

Воспитательная: Воспитывать умение дружить, уважать мнение и желание сверстников.

Оборудование: игровой материал для с/р игры «Семья»: камин с дровами, телефон, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского; игровой материал для с/р игры: «Автобус»: шапка водителя, карточки-билеты, сумка кондуктора, аудиозапись «Сидим в автобусе» Железновых; игровой материал для с/р игры «Лес»: макеты деревьев, зверушки-игрушки, корзинки с угощениями для зверей, макет озера, удочки, рыбки на магнитах; игровой материал для с/р игры «Кафе»: скатерти, чайная посуда, сладости из флиса, фартуки, пальчиковый театр «Репка».

Ход игры.

1. Дети сидят на ковре у камина. Звучит музыка «Времена года. Осень» П.И.Чайковского. Идёт беседа об осени, её приметах, труде людей осенью, как укрепить здоровье в осенний период. Воспитатель с детьми проводит точечный массаж для укрепления здоровья. Воспитатель подводить детей к тому, что лучший отдых-это отдых на свежем воздухе.

2. Путешествие на автобусе. Путешествию предшествует беседа о видах транспорта. В игре выбирается водитель, кондуктор, контролёр. Дети приобретают билеты, проходят в автобус, мальчики пропускают вперёд девочек. Контролёр-воспитатель проверяет билеты (картинка на билете должна совпадать с картинкой на стуле.) Звучит музыка Железновых» Вот мы в автобусе сидим».

3. Прогулка в лесу. Дети рассматривают деревья, листики разбросанные на ковре.

« Ветер по небу гулял, ветер листики считал, Вот дубовый, вот кленовый, вот осиновый резной, Вот с берёзки золотой, вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку» Д\игра» С какого дерева листочек?» П\игра» Салют из листиков.»

Встреча с зайцем. «Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы Уши выше головы» Дети угощают зайца морковкой, капустой.

П\игра «Зайка серенький сидит»

Встреча с волком. « Серый, зубастый по лесу рыщет, Телят, ягнят ищет» Дети угощают волка тушкой курицы-игрушки.

Игра-иммитация « Кто как кричит»

Встреча с мишкой.

« Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает» Медведь угощает детей калиной. П\игра «Вот мы к мишке подойдём»

Встреча с лисой. « Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый-краса, А зовут её … лиса» Д\игра «Налови рыбку для лисички» Используется макет озера, удочки, рыбки с магнитами.

Встреча с белкой. « Я весёлый зверёк-цок, цок, цок. Я пушистый зверёк- цок, цок, цок. Я красивый зверёк-цок, цок, цок. Очень ловкий зверёк-цок,цок, цок.» На слово «цок» дети стучат орешком об орешек.

Прощание с лесом. До свиданья, старый лес, Полон сказок и чудес! По тропинке мы гуляли, На полянке поскакали. Подружились мы с тобой, Нам пора уже домой.

4. Чаепитие в кафе.

Дети приезжают на автобусе в кафе «Придорожное». Выбирается повар, официанты. Накрываются столы скатертями, расставляется чайная посуда, официанты приносят сладости, фрукты из флиса, салфетки. Дети моют руки, вспоминают правила поведения за столом, рассаживаются за столы.

В конце чаепития дети показывают сказку « Репка.» используется пальчиковый театр.

Самым важным периодом в жизни ребёнка является дошкольное детство. Ведь в это время происходит становление его личности. У малышей формируется характер и вырабатываются навыки правильного поведения.

Именно в ребёнок приобретает основные знания об окружающей жизни, а вместе с тем формируется отношение к людям, окружающим его, их поступкам и поведению. Кроме этого, игра способна снять любые негативные переживания.

Что даёт игра ребёнку?

Всем работающим в детских садах очень хорошо известно о том значении, которое имеет игра при формировании личности детей, получении ими различных навыков, умений и знаний, развитии Всё это будет необходимо в период школьного обучения.

Сборник сюжетно-ролевых специально подготовленный взрослыми при разработке ФГОС, помогает воспитателям раскрыть дополнительные таланты у детей. Это и творческий потенциал, и владение элементами театральной игры. При помощи игровых методик очень просто предупредить и развитие негативных качеств у ребёнка, таких как замкнутость, лень.

Сюжетно-ролевая игра - основа социального развития ребёнка

Всё это происходит в игре, так как она для детей - основной вид деятельности. Чем ребёнок становится старше, тем большую ценность она приобретает, особенно если направляется педагогом.

Благодаря происходит становление форм поведения. Через неё формируется умение устанавливать взаимоотношения в детском коллективе, находить подходящих партнёров и выбирать необходимые средства для того, чтобы реализовать задуманное.

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе с целями развития у детей необходимых социальных навыков даёт возможность для овладевания бытовыми навыками, выбора правильных линий поведения при общении с различными людьми. Проще сказать, за счёт игр, представленных в картотеке, происходит приобщение ребёнка к жизни в обществе.

Что собой представляет этот методический материал?

Очень большую помощь воспитателю для правильной организации детской деятельности оказывает картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Этот материал очень удобно использовать в работе, ведь на каждой из предлагаемых карточек представлен не только сюжет предлагаемой игры, но и полная атрибутика к ней.

Они могут быть как односторонними, так и двухсторонними, поэтому для придания им долговечности достаточно просто каждую наклеить на картон или заламинировать. Картотека представлена 17 красочно оформленными карточками, каждая из которых представляет собой определённую отрасль жизни с возможными сюжетами для проигрывания.

Например, дом и семья или парикмахерская, магазин, зоопарк. К каждой игре представлено полное описание: какие задачи и цели поставлены, роли для проигрывания ситуаций, предварительная работа, необходимый материал, который должен сопутствовать предлагаемому сюжету, действия.

Для чего нужна сюжетно-ролевая игра?

Все игры, построенные на ролевом проигрывании определённых сюжетов, имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Ведь через них очень просто сформировать у дошкольников как социальные, так и моральные чувства. Но при моделировании взаимоотношений следует основной упор делать на те, которые несут в себе доброту и человечность.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе с целями привить детям отзывчивость, милосердие и уважительное отношение к людям является большим подспорьем для воспитателей, особенно тех, которые только начинают свою деятельность. Да и для родителей она будет очень полезна.

Такие игры интересны и девочкам, и мальчикам, так как воздействуют на их эмоциональную сферу. Благодаря им происходит развитие не только игровых, но и реальных отношений, обучение подчинению определённым правилам, согласованию действий и соподчинению. Формируется умение выражать любовь, уважение и заботу, а также соответствовать необходимым правилам поведения.

Самовыражение и самоутверждение ребёнка через ролевые игры

Самым податливым для любого воздействия является дошкольный возраст, ведь критическое отношение ко всему, что происходит вокруг, ещё не сформировалось, зато степень восприятия всего происходящего очень высокая.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе по ФГОС призвана дать ребёнку возможность к самоутверждению и самовыражению через принятие на себя в игровой форме определённой роли и проявление творческого подхода к ней. За счёт этого происходит общее развитие и созревание ребёнка.

Как при помощи игр сформировать у детей положительные эмоции?

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе исполняет также очень большую роль при формировании у дошкольников положительных моральных и нравственных качеств, взаимоотношений между собой и эмоций. Все качества, которые были сформированы в быту, во время ролевой игры становятся более прочными.

Положительные чувства при правильном подходе воспитателя стимулируются и совместной подготовкой к занятию, когда выбирается место для него, готовятся необходимые атрибуты и распределяются роли.

Благодаря развитию эмоциональности у ребёнка появляется возможность регулировать поведение и учиться избегать поступков, которые он мог бы совершить, поддавшись мимолётным желаниям или случайным обстоятельствам. Помимо этого, педагог по эмоциям ребёнка может определить состояние его внутреннего мира.

При помощи каких приёмов можно руководить детьми в игре?

Использование на занятиях такого необходимого материала, как картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы, даёт воспитателям возможность руководить действиями детей, направлять их деятельность. Для этого существует несколько основных приёмов:

  • совместное обсуждение сюжета игры и помощи в выборе правильных линий поведения для каждого из участников;
  • правильный подбор игрового коллектива с учётом сочетания активных и пассивных детей;
  • применение очерёдности в тех ролях, которые пользуются наибольшей популярностью.

Специальная картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы даёт возможность воспитателям направлять игру, не нарушая её сюжета и сохраняя при этом творческий характер деятельности дошкольников. Педагог может принять ролевое участие или помочь разъяснениями и советами по ходу действия.

Регулировать игровые взаимоотношения можно также при использовании многоперсонажного сюжета, например, не один, а два повара, или при определении правил поведения кукольным персонажем, введённым в игру.

Благодаря разработчикам ФГОС и появилась такая картотека. Старшая группа с сюжетно-ролевыми играми, оформленными в виде отдельных карточек, не будет испытывать проблем при выборе тем. Ведь в картотеке представлено большое их разнообразие.

Что нужно для правильной организации таких игр?

Чтобы все ролевые игры по определённому сюжету давали необходимый эффект, в группе должна быть организована предметно-развивающая среда с учётом потребностей детей как в самоутверждении, так и в творчестве. Она разнообразна, изменчива, динамична и представляет собой большое поле для деятельности.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе предполагает отказ от стационарных игровых зон, всегда существовавших в детских садах, так как они сковывают инициативу детей предложением готовых сюжетов. Весь дидактический материал и атрибуты нужно поместить в яркие лотки из дерева или пластика, снабжённые специальными обозначениями, например книга для «библиотеки» или красный крест для «аптеки» и «больницы».

Причём благодаря фантазии детей и такому методическому материалу, как сборник сюжетно-ролевых игр для старшей группы детского сада, атрибуты могут совмещаться между собой, ведь в больнице есть и столовая, и читальный зал. Поэтому такое размещение предметно-развивающей среды очень удобно. Оно даёт возможность дошкольникам выбрать нужные предметы или добавить недостающие по ходу игры.

Роль атрибутов в играх

Предметно-развивающая среда предполагает наличие в достаточном количестве необходимой атрибутики. Ведь с помощью неё возможно наиболее полное вживание детей в выбранные образы. Какое заведение общественного питания может обойтись без посуды и продуктов, а библиотека без книг? Всё это лучше всего изготовить самостоятельно.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе по ФГОС предлагает игры на любые тематики, но все они станут намного интереснее для дошкольников, если воспитатель проявит творчество в изготовлении необходимых атрибутов.

К примеру, для такой сюжетно-ролевой игры, как «посещение кафетерия», очень просто кусочки тортика сделать из губок для мытья посуды, конфеты - из кусочков пластилина, завёрнутых в оставшиеся фантики. К каждому сюжету можно сделать необходимые красочные атрибуты совместно с детьми, главное - проявить фантазию.

Общие правила для проведения сюжетно-ролевых игр

Но только предметно-развивающей среды для проведения таких занятий недостаточно. Картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы предполагает и подготовительную работу. Перед началом игры проводится тематическая экскурсия, преследующая цель познакомить ребёнка подробнее с деятельностью того заведения, на тему которого будет проводиться занятие.

После экскурсии необходима и беседа, во время которой обобщаются полученные знания. Кроме этого, можно поиграть в мини-игры, которые наметят план будущей ролевой игры, почитать стихи и рассказы, соответствующие теме, подготовить необходимые атрибуты.

А по ходу действия задачей педагога будет следить за тем, чтобы сюжет развивался правильно, по желанию детей вводить дополнительные роли, советовать новые повороты событий, сглаживать возникающие конфликты. Воспитатель также может принять участие в игре, выбрав себе какую-либо роль.

Чем полезна картотека в организации детской деятельности?

Сборник-картотека сюжетно-ролевых игр необходим не только молодым воспитателям. Имеющие большой опыт педагоги тоже с удовольствием пользуются им в своей деятельности. Признание и популярность картотека получила не только разнообразием тематик и простотой использования, но и тем, что даёт детям возможность без напряжения в игровой форме получить необходимые житейские знания и опыт.

В процессе игры у дошкольников есть возможность, начав её с простого, предложенного разработчиками сюжета, переходить к более сложным, самостоятельно придумывать дальнейшее развитие действия, что очень хорошо стимулирует творческий потенциал и речевую активность. Через такую деятельность ребенок учится сотрудничеству с другими детьми.

Памятка воспитателю при методическом планировании ролевой игры

Применяя в своей деятельности такие игры, педагоги должны помнить и о задачах по формированию в них различных умений детей. Сборник сюжетно-ролевых игр для старшей группы дошкольного учреждения предлагает делать упор на следующие задачи:

  1. Развивать в детях такие качества, как умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, радость от сотрудничества и эмоциональное восприятие во время него, способность к образному мышлению и воображению.
  2. Учить дошкольников разворачивать сюжет игры в речевом плане, объяснять свой замысел, понимать других людей, придумывать многотемные сюжеты и события, изменять замысел соответственно предложениям других участников.
  3. Активизировать воображение детей.

Следует помнить и о том, что картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе предполагает появление новых игр, предложенных детьми, так как благодаря увеличивающемуся общению с окружающим миром и телевидению их творческие фантазии возрастают.

Картотека сюжетно -
ролевых игр в средней
группе

«Семья»
Задачи: Закреплять представления детей о семье , об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Ресурсное обеспечение: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик»,
А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»:
«Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова
«Большая стирка».
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец.
Разыгрываются сюжеты:
«Утро в семье»
«Обед в семье»
«Стройка»
«Папа – хороший хозяин»
«У нас в семье – младенец»
«Вечер в семье»
«Мама укладывает детей спать»
«Выходной день в семье»
«В семье заболел ребенок»
«Помогаем маме стирать белье»
«Большая уборка дома»
«К нам пришли гости»
«Переезд на новую квартиру»
«Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
Игровые действия:
Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать.
Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать.
Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается.

Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать.
Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками ; даёт советы.
Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями.
Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается.
Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.
«Детский сад»
Задачи: Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
Ресурсное обеспечение: Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты.
Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни.
Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек. Экскурсия в прачечную. Организация труда детей - стирка кукольного белья, платочков.
Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный руководитель, няня, повар, прачка.
Разыгрываются сюжеты:
«Утренний прием»
«Наши занятия»
«Зарядка в детском саду»
«Работа няни - завтрак»
«Работа няни - уборка группы»
«На прогулке»
«На музыкальном занятии»
«На физкультурном занятии»
«Осмотр врача»
«Обед в д/саду»

«Работа повара в детском саду»
«Работа в прачечной детского сада»
Игровые действия:
Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми, проводит занятия.
Физ.рук проводит утреннюю зарядку, физкультуру.
Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду…
Муз. руководитель проводит муз. занятие.
Врач осматривает детей, слушает, делает назначения.
Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни.
Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Прачка стирает белье, сушит, гладит, аккуратно складывает, выдает чистое няне.
«Поликлиника»
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц, шпатель.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному , доброту, отзывчивость, культуру общения.
Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины.
Ресурсное обеспечение: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (градусник, шприц, шпатель) бинт, зелёнка, вата, горчичники, карточки пациентов, витамины.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В.
Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А.
Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома
«Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
Игровые роли: Врач, медсестра, больной.
Разыгрывают сюжеты:
«На приеме у врача»,
«Вызов врача домой»
«Поранили пальчик»
«Болит горлышко»
«Ставим укольчик»
«Делаем прививку»
Игровые действия:
Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники, смазывает ранки, забинтовывает.
Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

«Я – водитель»
Задачи: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Воспитывать культуру поведения в транспорте.
Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права.
Ресурсное обеспечение: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора
ГИБДД, документы водителя (права).
Предварительная работа: Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера. Познакомить с простыми жестами регулирования:
«остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Д/и
«Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину». Чтение: В. Сутеев
«Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э.
Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков
«Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».
Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД).
Разыгрываются сюжеты:
«Строим автобус»
«Учимся водить автобус»
«Автобус везет пассажиров»
«Ремонт машин»
«Заправляю машину»
«Мойка машин»
«Грузовая машина везет мебель в новый дом»
«Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)»
«Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
«Везу пассажиров на вокзал»
«Я поеду в гараж»
«Едем в детский сад»
«Катаемся по городу»
«Едем в гости»
«Поездка на дачу»
Игровые действия:
Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд, заботиться о пассажирах, помогает положить багаж.
Водитель грузовой машины нагружает и выгружать грузы.
Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.
Кондуктор продает билеты, проверяет проездные билеты , следит за порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти.
Пассажиры садятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках, уступают

места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке
– собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр.
Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга – вытирает.
Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги.
Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.
«Парикмахерская»
Задачи: Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с
«клиентами»
Словарные слова: мастер, фен, фартук, пелеринка, бритва, маникюр.
Ресурсное обеспечение: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, уборщицы, заколки, резиночки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок, бритва, машинка для стрижки волос, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпочки для пыли, для пола, лак для ногтей, пилочка, баночки от крем.
Предварительная работа: Беседа «Зачем нужны парикмахерские». Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую.
Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. Дидактическая игры
«Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен». Рассмотреть предметы для бритья. Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.).
Изготовление альбома «Модели причесок».
Игровые роли: Парикмахеры – дамский мастер и мужской мастер, мастер по маникюру, уборщица, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети.
Разыгрываются сюжеты:
«Мама ведет дочку в парикмахерскую»
«Папа ведет сына в парикмахерскую»
«Сделаем куклам красивые прически»
«Едем на автобусе в парикмахерскую»
«Делаем прически к празднику»
«Приведем себя в порядок»
«В мужском зале»
«Покупка товаров для парикмахерской»
«Приглашаем парикмахера в детский сад»
Игровые действия:
Парикмахер женского зала надевает на клиента пелеринку, красит волосы, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки,

накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за волосами.
Парикмахер мужского зала бреет, моет голову, сушит волосы феном делает стрижки , причесывает клиентов, придет форму бороде, усам, предлагает посмотреть в зеркало, освежает одеколоном.
Мастер по маникюру подпиливает ногти,окрашивает их лаком, накладывает крем на руки.
Клиенты вежливо здороваются, ожидающие очереди – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе; просят сделать стрижку, маникюр; советуются, платят деньги, благодарят за услуги.
Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца.
«Магазин – Супермаркет»
Задачи: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно- действенное мышление, коммуникативные навыки.
Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
Словарные слова: витрина,кассир, кондитерская.
Ресурсное обеспечение: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Продуктовый магазин»: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных, коробки из под чая, сока, напитков, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов и т.п.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер.
Разыгрываются сюжеты:
«Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)»
«Овощной магазин (отдел)»
«Мясной, колбасный магазин (отдел)»
«Рыбный магазин (отдел)»
«Молочный магазин (отдел)»
«Продуктовый магазин»
«Магазин музыкальных инструментов»
«Книжный магазин»
Игровые действия:
Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.

Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, оплачивают покупку в кассе, получают чек.
Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу.
Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар.
«Зоопарк»
Задачи: Обогатить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании. Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.
Словарные слова: ветеринар, экскурсовод, вольер (клетка).
Ресурсное обеспачение: Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий), грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка.
Предварительная работа: Рассказ о посещение зоопарка. Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Беседа «Правила поведения в зоопарке».
Отгадывание загадок о животных, Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица».
Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Дидактические игры:
«Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера».
Игровые роли: Директор зоопарка, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители), врач
(ветеринар), кассир, строитель, посетители.
Разыгрываются сюжеты:
«Строим клетки для зверей»
«К нам едет зоопарк»
«Экскурсия по зоопарку»
«Мы едем в зоопарк»
«Покупка продуктов для животных»
«Кормление животных»
«Уборка вольеров (клеток)»
«Лечение животных»
Игровые действия:
Директор зоопарка руководит работой зоопарка.
Экскурсовод проводит экскурсии, рассказывает о животных, чем питаются, где они живут, их внешнем виде, как надо обращаться с животными, говорит о мерах безопасности как ухаживать за ними.
Рабочие зоопарка (служители ) получает продукты питания для животных, готовят

специальные корма для животных, кормят их, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них.
Врач (ветеринар) проводит осмотр животного, измеряет температуру, делает прививки, лечит обитателей зоопарка, ставит уколы, дает витамины.
Кассир продаёт билеты на посещение зоопарка и на экскурсии.
Строитель строит вольер для животного.
Посетители покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, рассматривают животных.
«Моряки-рыбаки»
Задачи: Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана , рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: Кок, якорь, штурвал.
Ресурсное обеспечение: крупныйстроительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс- воротники, спасательный круг, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы, деньги.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках. Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях. Беседа
«Кто работает на корабле». Рисование и лепка рыбок.
Игровые роли: Капитан, рыбаки, врач, повар (кок), водитель.
Разыгрываются сюжеты:
«Строим корабль»
«Моряки плывут на корабле по морю»
«Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»
«Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»
«Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»
«Моряки выходят на берег и идут в парикмахерскую»
«Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»
«Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк»
«Моряки вернулись с плавания и отправились в магазин»
Игровые действия:
Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу.
Моряки-рыбаки выполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики.
Врач осматривает моряков перед плаванием, разрешает отправиться в море, лечит заболевших на корабле.
Повар (кок) готовит еду, кормит моряков.
Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

«Почта»
Задачи: Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Развивать воображение, мышление, речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить пользу окружающим.
Словарная работа: печать, посылка, почтальон, сортировщик, приемщик.
Ресурсное обеспечение: столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок, детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь», деньги, кошельки, печать, машина.
Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции , отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в
Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан
«Почтовая история». Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Коллекционирование открыток, журналов, календариков. Дидактические игры «Отправь письмо»,
«Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев.
Игровые роли: Почтальон, сортировщик, приемщик, шофер, посетители.
Разыгрываются сюжеты:
«Пришло письмо, открытка»
« Почтовый голубь принес письмо»
«Отправить поздравительную открытку»
«Покупка журнала на почте»
«Отправить посылку своей бабушке»
«Посылка от сказочного героя»
«Шофер везет почту»
Игровые действия:
Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик.
Посетитель отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки.
Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы.
Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).
Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.


 
Статьи по теме:
Кислый Виктор: биография и фото Виктор кислый wargaming биография
Они в буквальном смысле выгребают всех пользователей. Вот такая сейчас правда жизни на рынке: даже если игра очень хорошая, этого еще недостаточно. Нужно обладать примерно такого же рода бюджетами и по несколько миллионов в день вливать в рекламу. Сколько
Лучшие онлайн игры Что день грядущий нам готовит
Warframe - сюжетный Free-to-Play шутер от третьего лица, переносящий игроков в научно-фантастический мир, где нет места жалости, страху и сомнениям.Киберниндзи.Нанотехнологии.Война в Солнечной системе достигает невероятных масштабов.Вы - проворный и ловк
Лучшие стратегии на PC всех времён — обзор и описание
В этом топе мы расскажем вам о самых крутых бесплатных (F2P) MMORTS - играх, где нужно строить, защищать, воевать, нагибать, ну и так далее. Как вы уже знаете, стратегии - это тот жанр компьютерных игр, где вы можете показать свой ум, померяться интеллект
Методические материалы по составлению технологической карты урока
Технологическая карта урока по ФГОС — форма планирования педагогического взаимоотношения между учеником и учителем, которая содержит ряд действий для достижения целей высококвалифицированного обучения в отображаемой на этапах уроков последовательности. Ис