Шахматы и шахматные фигуры: история происхождения названий. Шахматы и их история Кто изобрел игру в шахматы

Как ни крути, шахматы появились в Индии! Истинно ли данное утверждение? Об этом мы узнаем сегодня. Посмотрим, где изобрели шахматы, много ли существует версий истории игры, и какая из них доказана.

Родина шахмат

Где изобрели шахматы?

Версий создания этой настольной игры, действительно, немало. Сколько же лет шахматам? В первой легенде говорится, что шахматы изобрел математик из Индии примерно 1000 г. до н.э. Этот же математик известен тем, что он изобрел такое знаменитое математическое действие, как возведение в степень. Эти два события тесно связаны между собой. Правителю так понравилась настольная игра в шахматы, что он захотел отблагодарить математика, но не знал, чем. Тогда математик сказал, что его можно отблагодарить зерном в том количестве, которое позволит заполнить все 64 клетки шахматной доски по следующему принципу... Сначала нужно положить на первую клетку доски 1 зернышко, потом на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. Правитель не знал, что 2 в 64 степени зерна не найти во всем мире, поэтому по глупости обрадовался, думая о 2-3 мешках зерна.

Легенда, конечно, красивая, но доказательств ее так и не привели. Впрочем, так случилось и со второй версией о том, что игру в шахматы изобрели во втором или третьем тысячелетии до н.э. Данная версия основывается лишь на раскопках археологов опять же в Индии, Египте, Ираке.

Историки относят изобретение шахмат к 570 году н.э. А страной, где изобрели шахматы, считают Индию. Ведь впервые о настольной игре шахматы упоминалось в персидской поэме, где говорится, что шахматы изобретены в Индии. Персидская книга является доказательством теории изобретения шахмат, поскольку в ней указывается вся терминология игры, различные действия фигур и . В книге рассказывается о том, как попали шахматы из Индии в Персию (то есть, в древний Иран). В произведениях персидского поэта Фирдуси также можно найти информацию о том, как посланцы индийского раджи преподносили дары шейху Персии Чосрою I Ануширавана, а одним из подарков были те самые шахматы. Шахматы разошлись по всем цивилизованным странам после того, как Персию завоевали арабы-мусульмане.

В Россию шахматы попали непосредственно из восточных стран, так говорят археологические раскопки и сохранившиеся до сих пор названия определенных шахматных фигур. И на Руси в поэмах писали о шахматах, как о популярной игре. А шахматы на европейский манер были завезены к нам через Польшу из Италии.

Выходит, что какая бы легенда ни была истинной, страной, где изобрели шахматы, является Индия.

Наталья Сурмина
«История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе на тему

«Что за игра – шахматы ? Сказка про великого царя и про появление шахмат

Цели и задачи :

1. Воспитывать у детей интерес к шахматам .

2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Развивать связную речь.

5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.

6. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.

7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.

8. Развивать внимание, память.

9. Формировать познавательную активность детей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : мудрецы, чародеи, шахматная доска , шахматные фигуры ,партнеры.

Материал :

1. Компьютер.

2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.

3. Шахматы .

4. Музыка В. Зубкова. А. Горохова «Шахматная королева »

Предварительная работа :

1. Разработка проекта на тему : «Шахматное королевство »

2. Рассматривание и чтение книг о шахматах :

«Шахматы для самых маленьких » , «Приключения в шахматной стране »

И. Г. Сухин;

«Приключение пешки» Е. Ильин;

«Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске »

В. Гришин, Е. Ильин.

3. Беседа с детьми об истории шахмат в России .

4. Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы «Шахматы » .

5. Зарисовки, обводки по данной теме.

6. Аппликация «Шахматная доска » , рисование на тему : «Шахматное королевство »

7. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры .

8. Обучение правилам игры в шахматы .

Ход ЗАНЯТИЯ.

Звучит сказочная музыка. Дети рассаживаются по местам.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказку.

Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

Рассматривание картинок из сказки.

1. Что вы видите на картинке? (обсуждение картинок из сказки)

Физкультминутка.

(под музыку «Шахматные кони )

Вся в квадратах – белых, черных,

Деревянная доска.

А ряды фигур точеных – деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера.

Люди в шахматы играют , гениальная игра!

Ну вот ребята мы с вами немного отдохнули а теперь пора отправляться в сказку. Вы готовы?

СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом : «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы : «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовет их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами : «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско : и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает : «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил : «Давай, повели-тель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по- царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника , то он по своей былой военной привычке окликал врага : «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил : «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ .

В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ИГРАЕТЕ? Дети называют различные игры, которые знают. Например, шашки, домино, уголки и т. п. Ваша задача лишь немного помогать. А в какие игры играют дяди? Футбол, хоккей, воллейбол. А во что можно поиграть на улице? Прятки, пятнашки, Али-Баба. Хороший результат, если дети вспомнят 20 различных игр. Побеждает тот, кто знает больше игр или ответит последним.

Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?

Ответы детей : шахматы .

Правильно, шахматы . А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос : «Сколько человек может играть в шахматы » ?

Ответы детей : два человека, два партнера.

Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы . А для этого у нас есть шахматная считалка !

Раз, два, три, четыре!

Будем жить в ладу и мире!

Будем весело играть :

В шашки, шахматы , лото –

Не поссорит нас не кто!

Дети рассаживаются за столы и расставляют фигуры на шахматной доске . После того как дети справились с заданием, преподаватель проверяет правильную расстановку фигур.

Публикации по теме:

Конспект занятия «История возникновения мяча и игры с мячом» "История возникновения мяча и игры с мячом" Программное содержание: - познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением.

Конспект познавательного занятия по развитию речи «История возникновения новогодних атрибутов» Конспект познавательно занятия по развитию речи: «История возникновения новогодних атрибутов» Цель: Познакомить с историей возникновения.

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка - это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

Конспект обучающей ситуации «История возникновения нашего города - Краснодара» Конспект обучающей ситуации на тему «История возникновения нашего города- Краснодара» Цель: расширять и закреплять знания детей о родном.

Конспект НОД в старшей группе «История возникновения города Ишима» Тема: «История возникновения города Ишима» Цель: Научить детей способам исследования: находить проблему, ставить цель, обобщать. Задачи:.

Цель: Дать детям понятия об истории возникновения бумаги, книги и книгопечатания. Задачи: Познавательное развитие: Расширять и систематизировать.

Краткосрочный проект «История возникновения часов» Краткосрочный проект


С 1 сентября 2019 года полная стоимость визы в рублях (включая консульский сбор, банковский сбор и мое оформление):
- на 30 дней (с апреля по июнь) = 2100 руб,
– на 30 дней (с июля по март) = 3000 руб,
– на 1 год мульти = 4200 руб,
– на 5 лет мульти = 7100 руб.
.

Возникновение шахмат , как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, как водится, множество версий.
И мне, как дочери Шахматиста и международного арбитра по шахматам (одного из старейших и самых опытных арбитров России), было очень интересно покопаться в книгах папиной библиотеки и других источниках, и вот что я с большим удовольствием накопала.

Кто придумал шахматы

На этот счет существует несколько легенд. Можно выбрать любую, какая больше нравится. Хотя можно верить и во все сразу, они не исключают друг друга.

Легенда о шахматах №1 “Гав и Талханд”

Эта легенда описана тысячу лет назад персидским поэтом Фирдоуси в эпосе “Шахнаме” (“Книга царей”).

Жили в древней Индии два брата-близнеца, два царевича – Гав и Талханд. И, как это часто бывало в истории, разгорелась между ними борьба за власть. В поэме говорится, что царица не могла отдать никому из них предпочтение, т.к. одинаково сильно любила обоих сыновей. Это мне, конечно, понятно. Непонятно другое – почему в таком случае она не разделила свое царство пополам. Разделила бы и отдала каждому сыну полцарства. Но она этого не сделала, и в результате каждый царевич собрал себе войско, и был объявлен бой, который должен был определить сильнейшего. И было ясно, что бой будет не на жизнь, а на смерть, т.к. фактически никто не мог оттуда сбежать – поле боя устроили на берегу моря и со всех сторон окружили глубоким рвом с водой.
В поэме опять же говорится, что пока шел бой, царица не спала, не ела. Переживала. Стало быть, знала про этот бой и наблюдала издалека.
Талханд в этом бою погиб.
Когда царице сообщили о смерти Талханда, она впала в отчаяние и стала упрекать Гава, что тот погубил своего брата. Тут как-то не прослеживается логика. Она что, не понимала, что один из ее сыновей погибнет в этом бою? Напрашивается вывод, что, видимо, условием боя было – не убивать царевичей. Как в шахматах – разгромить войско, но самого короля трогать нельзя, можно только объявить мат. Если так, то логика есть.
При разборках выяснилось, что Гав не убивал Талханда. На его теле не было ни одной раны. Талханд умер от зноя, голода и жажды, потеряв сознание, сидя на своем слоне.
При чем же здесь шахматы? А вот при чем.
Царица потребовала, чтоб ей показали все в подробностях – как развивался бой, и как так получилось, что Талханд погиб, не имея ран. Гав, чтобы реабилитироваться в глазах матери, созвал самых мудрых мобедов. Мобед - это священнослужитель в зороастризме. (Члены семейки были зороастрийцами. В Индии до сих пор небольшой процент населения исповедует эту древнюю религию.)
Итак, мобеды прибыли – и всю ночь, не смыкая глаз, вникали в суть дела: изучали, какой формы было поле битвы, где располагались рвы, как проходил бой, как перемещались шахи и их войска и прочие подробности. После чего из эбенового дерева они сделали квадратную доску, изображающую поле битвы, а из слоновой кости вырезали и расставили на доске фигуры – два войска лицом друг к другу.
На той доске было нарисовано 100 клеток (как мы знаем, на современной шахматной доске 64 клетки – 8 по горизонтали и 8 по вертикали).
Передний ряд – пехота, за ней – конница. Шах располагался в центре своего войска во втором ряду. Рядом с ним стоял наставник, самый мудрый ближайший помощник. Далее – два слона. Рядом со слонами стояли верблюды. Дальше – два коня. А по краям – две боевые птицы Рух. Из текста ясно, что был еще и третий ряд – пехота (см. ниже – выделенные красным строчки), т.е. если верить этой легенде, в первоначальных шахматах фигуры стояли не в два, а в три ряда.
Наставник, верблюды, птица Рух… очень интересно!
Но интереснее об этом прочитать первоисточник в переводе Михаила Дьяконова – известного востоковеда. Вот этот текст:

    В этом тексте столько всего интересного! Например:

    “Кто поле пройдет, будет славен умом, Подобно наставнику, рядом с царем.”

    Прослеживается аналог превращения пешки (когда пешка, дойдя до противоположного края доски, может превратиться в любую фигуру своего цвета).

  • Или взять образ наставника, который стоит рядом с царем и “всех мудрых мудрей”.

    “Вот шах посредине дружины своей, С ним рядом наставник – всех мудрых мудрей.”

    В современных шахматах рядом с королем вместо наставника располагается ферзь, т.е. по-простому, королева. Разве не символично, что наставник (мужской род) плавно трансформировался в королеву, подругу короля (женский род). 🙂

  • Плавно трансформировалось и поле его (её) деятельности:

    “Наставник в сраженье близ шаха идет И только на клетку уходит вперед”.

    В современных шахматах ферзь, как известно, не привязан к королю и гуляет по всей доске без ограничений – как по вертикали-горизонтали, так и по диагонали.

  • Боевые слоны тоже расширили свое поле деятельности. Вернее, удлинили его.

    “Три клетки идут боевые слоны, Им битвы поля на две мили видны”.

    Только из этого текста не ясно, каким образом они перемещались на три поля: прямо – или по диагонали, как сейчас.
    А вот действительно, по логике вроде бы не должен слон одним ходом допрыгивать до дальнего конца доски, не такие уж они прыткие, слоны-то. Но в современных шахматах допрыгивает запросто. 🙂

  • Зато конь с тех давних пор не изменяет себе, так и скачет буквой Г:

    “И конь может тоже три клетки идти, Но к третьей бежит, уклоняясь с пути”.

  • А еще мне лично жаль, что верблюды исчезли из оборота. С верблюдами шахматы были бы еще класснее!
  • Ну и птица Рух, конечно. Скромненько уступила место красавице ладье. А ведь она (птица Рух) была такая огромная, что во время полета своими крыльями закрывала солнце и могла легко поднять в воздух слона! Если бы она не покинула шахматную доску, то развитие шахмат, наверное, пошло бы по какому-то другому пути…
  • А про рокировку что-то ничего не пишут. Видимо, ее в первоначальном варианте не было.

В общем, ход за ходом, Гав при поддержке приглашенных мобедов на этой шахматной доске воссоздал для своей матери-царицы всю картину битвы. Так и возникли шахматы .

А дальше совсем грустно (хотя куда уж грустнее, если Талханд погиб). Мать-царица сидела над этой шахматной доской, убитая горем, без пищи и воды, проливая горькие слезы до тех пор, пока не пришел ее конец.

Легенда №2 “Про шахматы и зерно”

Это самая, пожалуй, распространенная история о том, как жил-был в Индии один брамин, и однажды он придумал шахматы. Просто взял и изобрел их. На досуге. В свободное от своих браминских дел время. И индийскому царю это изобретение так пришлось по душе, что он сказал брамину:
– О, великий изобретатель сей прекрасной игры, мудрейший из мудрейших, проси любую награду, все исполню.
Так или примерно так сказал индийский царь в восхищении.
Хотя в некоторых вариантах этой истории накручена еще идеологическая подоплека – якобы брамин вовсе не просто так изобрел те шахматы, а с великой тайной целью. Царь тот, оказывается, так плохо управлялся с государственными делами, что привел свое царство в упадок, а советы всяких мудрых браминов он не слушал. И чтобы мягко и деликатно показать царю, что один он в поле не воин, и что без помощи остальных государственных фигур (и даже пешек!) он ничего не сможет поделать, вот с этой великой целью и придумал брамин на досуге шахматы.
Намек царем был понят правильно, и решил он брамина отблагодарить за преподнесенный урок житейской мудрости.
Была там эта идеологическая подоплека или нет, в любом случае результат налицо: “Проси любую награду, все исполню”.
А брамин не будь дурак… Некоторые варианты этой истории добавляют, что это был тот самый брамин, который изобрел степень числа. Тот самый это был брамин или нет – нам не ведомо, но уж точно возведение в степень ему было известно (в отличие, видимо, от царя). И он легко так говорит:
– О, великий царь! Я маленький скромный брамин, и много богатств мне не надобно. Дай мне просто немного зерна, да и хватит. Совсем чуть-чуть. Положи на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую – два зернышка, на третью – четыре… и так далее… постоянно удваивая.
Странный какой-то брамин, – подумал царь, – ну да ладно. Не хочет много зерна – не надо. Дам ему сколько просит.
Положил он на первую клетку одно зернышко, на вторую – 2, на третью – 4, на четвертую – 8, на пятую – 16… и т.д…. Сначала опустел его первый амбар… Потом второй… третий… Царь уже был не рад, что связался с этим ушлым брамином. Ему уже не нужны никакие шахматы! Он уже отдал брамину все зерно, которое было в его стране, а к 64-ой клетке еще и близко не подобрался!..
И с тех пор всем детям в школе при изучении возведения числа в степень задают по математике одну и ту же задачку – про несчастного царя, ушлого брамина и зерно на шахматной доске.
И кстати! Некоторые историки шахмат утверждают, что эта легенда относится примерно к тысячному году ДО н.э.! (Это к вопросу “Когда изобрели шахматы” )

История №3 “Чатуранга”

Шахматные историки считают, что прародительницей современных шахмат является древнеиндийская игра чатуранга .
Слово “чатуранга” означает “войско, состоящее из 4-х частей”: пехота, конница, слоны и колесницы.
Доска чатуранги, как и современных шахмат, поделена на 64 клетки. В каждом углу размещаются 4 пешки (пехота), 1 конь (конница), 1 слон, 1 ладья (колесница) и 1 король (полководец). Играют четыре человека, двое на двое, у каждого – войско своего цвета (черное, красное, желтое, зеленое).

Цель игры – уничтожение всех сил противника. Но! Движение фигур в чатуранге определялось бросанием игральных костей.
Считается, что чатуранга возникла в Индии во 2-4 веках н.э. Из Индии она распространилась в другие страны Востока.
Со временем в чатуранге изменилось количество войск, при этом количество фигур осталось прежним – вместо четырех войск по 8 фигур в каждом стало два войска по 16 фигур.
Т.е. две армии слились в одну. В каждой армии получилось по два полководца, один из которых и превратился в ферзя (советника). Изменились и правила игры. Короля (шаха) теперь стало нельзя убивать, а можно только устраивать ему ловушки. Еще одно важное изменение – из игры убрали бросание костей.
Такая обновленная версия получила название “шатранг” .
Обратите внимание на фото Чатуранги. Там эта игра названа “Чатранг”. Даже из названий видно, что это одна и та же игра: Чатуранга – Чатранг – Шатранг.

Легенда №4 “Рассказ о шатранге”

Еще одна интересная легенда, имеющая отношение к истории шахмат.
В ней говорится, что индийский царь однажды отправил шаху Ирана с караваном верблюдов шатранг (как мы уже знаем, шатранг – это первоначальный вариант шахмат), чтобы тот разгадал сущность игры. К шатрангу прилагалось письмо на шелке, в котором говорилось, что если шах раскроет тайну этой прекрасной игры, то он превзойдет всех мудрецов, и индийский царь в таком случае пришлет любую подать, которую запросит иранский шах. А если в Иране не найдется такого мудреца, который бы смог разгадать тайну шахмат, то тогда, наоборот, вы будьте добры платить нам подать и присылать ее в Индию, ибо наше знание опережает ваше. Потому что царь славен знаниями, а не сокровищами!
При этом индийский посол дал шаху одну подсказку, что в этой игре все образы фигур и пути их передвижений взяты от войны, от правил ведения сражения.
Шах попросил время на разгадывание этой игры семь дней.

Денно и нощно шах со своими мудрецами пытались разгадать смысл игры – где какая фигура должна стоять и как передвигаться. Но безрезультатно. И тут вызвался один товарищ, визирь по имени Бузургмихр, который сказал, что он видит, каков должен быть исход партии, т.е. что должно получиться на выходе, но как добраться до этого исхода, пока не ясно, но он постарается это понять.
И шах с радостью и облегчением передал ему шахматную доску с фигурами и отправил думать. “Вся надежда на тебя, – сказал шах. – Не подведи державу”.
Бузургмихр уставился на доску и стал думать думу. И ведь придумал!
В назначенный день созвал шах всех своих приближенных – и индийского посла, конечно же. Уселся визирь перед доской и стал расставлять фигуры. Индийский посол смотрел на это дело во все глаза, и взгляд его все больше и больше опечаливался, потому как все фигуры оказались расставлены правильно.
В первом ряду стояли пехотинцы, за ними в центре прятался шах, рядышком с которым стоял мудрейший дастур, указывающий самые правильные пути в сражении. Помните наставника из Легенды №1? Здесь в роли наставника выступает дастур – это тот же мобед (священник в зороастризме), только более высокого ранга (да-да, эти – тоже зороастрийцы). Ну и дальше по списку – слоны, кони, птицы Рух.
Все застыли в изумлении. Как ему удалось разгадать правильную расстановку фигур, ведь он их в глаза никогда не видел?..
В награду за то, что визирь не подвел-таки державу, шах щедро одарил его драгоценными каменьями и подарил коня.
А визирь Бузургмихр так увлекся интеллектуальными играми, что ушел к себе домой, закрылся там, погрузился в размышления – и изобрел нарды.
И что же сделал иранский шах? Правильно! Он отправил эти нарды в Индию. С таким же караваном верблюдов, с каким прибыли сюда из Индии шахматы, и со словами, что в Индии много мудрых браминов, и пусть они попытаются раскрыть смысл игры в нарды.
И… о, горе моей любимой Индии!.. Тайну новой игры там раскрыть не смогли. И по уговору, да и в знак преклонения перед человеческой мыслью, индийский раджа погрузил на этих верблюдов золото, одежды, жемчуга и драгоценные камни – и отправил в Иран. Тут и сказочке конец.

Родина шахмат или Где изобрели шахматы

Теперь нам ясно, где их изобрели. Родина шахмат – Индия . Однозначно!
Из древней Индии шахматы постепенно проникали на Запад – в страны Арабского халифата, и на Восток – в Бирму, Китай, Японию… Каждый народ привносил в них какие-то элементы своей культуры, изменялся внешний вид фигур, название игры, но основной принцип оставался тем же – главной фигуре противника объявлялся мат.

Вместе с тем, историки шахмат единогласно постановили, что с авторством все просто и ясно – никакого конкретного автора у этой игры нет.
“Нет никаких сомнений в том, что шахматы (в современном варианте) не были изобретены одним человеком, а являются результатом коллективного народного творчества, притом не одного, а многих народов” – в этом сходятся все историки шахмат. При этом также сходятся в том, что происхождение их, несомненно, индийское.

Некоторые китайские историки не считают, что индийские корни шахматной игры полностью доказаны. Они допускают, что и индийские, и китайские шахматы, возможно, произошли от общего, пока еще не найденного, предшественника.
Тем не менее, они не отрицают тот факт, что первые упоминания этой игры в китайской литературе относятся лишь к 8 веку н.э. Так что первенство Индии не вызывает сомнений даже у китайских историков.

Когда изобрели шахматы

Историки шахмат считают, что возникли они примерно в 6 веке н.э. К этому времени относятся самые ранние найденные документы. Это если говорить о тех шахматах, которые имеют знакомый нам вид и известные правила. При этом есть множество доказательств того, что до появления сегодняшних шахмат существовали похожие настольные игры, в основе которых также лежала тактика ведения битвы, главной фигурой был шах (полководец), и в помощниках у него было его войско.
В пример приводится некая персидская поэма, написанная в 600 году н.э., где упоминаются индийские шахматы и говорится, что в Персию они проникли из Индии.
Гарольд Мэррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем капитальном труде “История шахмат” (1913 г.) даже называет точную дату возникновения шахмат – 570 год н.э. Он утверждает, что до 570 года не было никаких сведений о шахматах, хотя единичные путешественники тех времен подробно описывали Индию, но об этой игре не упоминали.
В 700 году уже встречаются первые упоминания о шахматной игре вслепую, т.е. не глядя на доску.
В 8 веке уже появляются сведения о квалификационных турнирах!
А в 9 веке – первый трактат о шахматах Аль-Адли.

Некоторые интересные факты из истории шахмат

В арабских шахматах, например, долгое время ферзь был второстепенной фигурой и мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Слона ограничивали в его перемещениях до трех клеток по диагонали, при этом слон мог перескакивать через фигуру. Ладья тоже когда-то передвигалась только на две клетки.
Со временем ферзь стал главной фигурой на шахматной доске (после короля).
Правила постепенно менялись – с целью ускорения темпа и придания остроты игре.

Куда же делась легендарная птица Рух? По какой причине она уступила место ладье? Виной всему, оказывается, арабы. Я порылась в папиных шахматных книгах и нашла такое объяснение.
Изначально в Индии в шахматах (вернее, в шатранге) фигурам придавалась форма, которая соответствовала их названиям. Слон был похож на слона, всадник – на всадника и т.д. Но во время своих масштабных мусульманских завоеваний, в числе прочих культурных богатств арабы познакомились и с шахматами. Конечно же, они переняли эту замечательную игру. По законам ислама изображение живых существ было запрещено. И от птицы Рух остались небольшие обрубки крыльев в виде выступов наверху четырехугольника. Это символическое изображение сказочной птицы и послужило прообразом современной ладьи.
На всякий случай напомню, что еще раньше – до птицы Рух – эти крайние клетки на шахматной доске занимали индийские колесницы (ратхи).
Так что, вот такая любопытная поэтапная трансформация: ратха – птица Рух – ладья.

А вот еще один интересный факт из истории развития шахмат, который я вычитала в большой толстой книге Ежи Гижицкого “С шахматами через века и страны”. Правда, это уже не про Индию, а про Россию, но факт показался уж очень любопытным.
В России в прошлые века при игре в шахматы иногда увеличивали силу ферзя. Придумали, что ферзь может ходить не только по прямым линиям, но и буквой Г, как конь. В этом случае ферзь назывался “ферзью всяческой”. И перед началом партии следовало заранее договориться, как будет вестись игра – “ферзью обыкновенной” или “ферзью всяческой”.

Для тех, у кого появилось желание провести свободное время с пользой для ума и настроения, существует такой вид спорта, как шахматы. Это особый вид спорта, не требующий от человека физической нагрузки. Но взамен этой активности, шахматы требуют от игрока умственной деятельности. В шахматы, вот уже много веков, играют как на профессиональном уровне, так и игроки в любительских клубах. Попробуем ближе познакомиться с историей шахмат и с принципами игры.

Что такое шахматы?

Как было сказано выше, шахматы являются особым видом спорта. Это настольная игра, где участвуют 2 игрока. Игра проходит на специальной шахматной доске с черно-белой разметкой и 64 клетками одинакового размера. Линия клеток размечена по горизонтали цифрами – от 1 до 8, по вертикали буквами – от a до h. Следующая важная составляющая игр – набор шахматных фигур. Они бывают белыми и черными, каждому игроку достается один из них. В набор шахматных фигур входят:

пешки – 8 штук;

слоны – 2 шт;

кони – 2 шт;

ладьи – 2 шт;

короли – 2шт;

ферзи – 2 шт.

В истории шахмат предусмотрен специальный раздел, посвященный возникновению фигур, а главное их названию.

По установленным правилам, игру начинает тот, кто обладает белым набором фигур. Далее все ходы осуществляются в порядке очереди. Суть игры состоит в том, что один игрок должен поразить своего противника, поставив ему мат. Мат – когда у противника нет возможности ходить, а его фигура короля находится под шахом соперника. Игра может быть прекращена при полном поражении противника и если будет ничья. На все ходы есть определенный лимит времени. Если лимит на игру превышен, а победителя нет – зачисляется технический выигрыш или ничья.

Где и когда впервые появились шахматы?

История шахмат началась примерно 1.5 тысяч лет назад. Как утверждают некоторые ученые, игра возникла в Индии еще в V-VI веке н.э. Считается, что прародителем шахмат была индийская игра чатуранга. Точные нюансы и правила этой игры ныне никому не известны, но есть некоторые сведения, которые полностью подтверждают их родство с современными шахматами: черно-белая доска с разметкой и квадратами, а также 16 фигур, схожие с привычными для нас пешками. Игроков было 4, а не 2.

По утверждениям историков, в это же время индийская чатуранга была заимствована арабскими народами. Если говорить современным языком – арабы существенно модифицировали игру. Первое преобразование коснулось названия – из чатуранги она превратилась в шатрандж. Уже позднее, когда игра попала к таджикам и персам, они назвали ее «шахмат», что переводится как «властелин повержен». Это датируется 580-600 г.н.э.

В 800-900 годах, когда арабы молниеносно завоевывали европейские города, шахматы проникли и сюда. В Европе эта игра заняла почетное место и стала частью культурной жизни тех людей. Только в XV – XVI веке основные правила игры, знакомые современному человеку, прочно устоялись.

Современные шахматы

С развитием технологий, изменения коснулись и такой древней игры, как шахматы. Правила остались все те же, но теперь на игру колоссальное влияние оказывают компьютеры. Сейчас стали довольно популярными матчи и турниры под лозунгом «человек против машин». Казалось бы, что компьютер не оставит человеку никакого шанса на победу, но это не так. В современной истории шахмат существует много примеров мировых турниров, когда великие гроссмейстеры побеждали искусственный интеллект.

Реальная шахматная доска с фигурами сегодня больше приобрели роль сувениров и подарков, нежели игральная принадлежность, и это конечно печально, но шахматы того вида, к которым привыкло наше сознание теряют былую популярность. Сейчас любители и новички предпочитают посоревноваться с компьютерным движком, а не с реальным противником. Но можно также встретиться на просторах Сети. Есть и свои преимущества: в процессе игры с машиной, вы сможете в самые краткие сроки повысить свою квалификацию.

Тютрина Наталья Андреевна

Данная работа посвящена вопросам истории происхождения шахмат и истории происхождения названия шахматных фигур.

Эта работа будет полезна учащимся начальной школы и всем любителям шахматной игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 55

ШАХМАТЫ И ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ:

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЙ

Работа на школьную научно-

практическую конференцию

«Юность. Наука. Успех.»

Тютрина Наталья

Ученица 3 «В» класса

Руководитель:

Тютрина Татьяна Рафисовна

учитель начальных классов

ИРКУТСК, 2013

Стр

Введение…………………………………………………………………3

  1. Шахматы - игра королей……………………………………………4
  2. Е2 - Е4………………………………………………………………..6
  3. Турусы на колесах…………………………………………………...8
  4. Животное или человек?.....................................................................10
  5. Первый министр или коронованная особа?....................................12

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………….14

Приложение…………………………………………………………….15

Введение

«… А не играют женщины в шахматы?!!!»

(Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко

из мультфильма «Василиса Микулишна»)

Шахматы - одна из самых известных и популярных игр на планете. Эта игра имеет очень древнюю и интересную историю.

Каждый культурный и образованный человек во всем мире имеет представление о шахматах, многие умеют играть в эту игру, знают правила, этику шахмат, именование фигур. Однако мало кто задумывался о том, откуда произошло название этой игры - «шахматы», отчего «ладья» похожа на башню средневекового замка, а не на боевой корабль древней Руси, а графическое и фигурное изображение шахматного «слона» так мало напоминает большое, сильное и доброе животное. Почему не иначе?

Цель нашего исследования - найти ответ на этот вопрос.

Объектом исследования является игра «шахматы» и фигуры , ее составляющие.

Для достижения нашей цели исследования нам понадобится окунуться вглубь веков, проследить историю происхождения и изменения тех слов, что обозначают шахматные фигуры и решить следующие задачи и ответить на вопросы:

1) Что означает слово «шахматы»?;

  1. Выяснить, почему пешку называют «душой шахматной партии»?;
  2. Разобраться, что общего между огромным животным, офицером, и служителем церкви?;
  3. Найти связь между средневековым замком, кораблем и мифической птицей Рух;
  4. Почему королева сильнее короля?

1. Шахматы - игра королей

"Шахматы слишком игра для науки и слишком наука для игры"

(Лессинг)

Существует легенда. Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных (брахман-жрец) решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где король (царь, шах), хотя и является главной фигурой, однако мало что значит без поддержки и защиты других фигур.

Игра оказалась удивительно интересной, и, не заметивший нравоучительного намека, раджа предложил создателю любое вознаграждение. Брахман выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первую клетку шахматной доски ему дали одно зернышко, за вторую — два, за третью — четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д.

Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумного изобретателя (необходимо 264 − 1 ≈1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км 3 ).

Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э. Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата. Затем, через завоевателей-арабов игра попадает в Испанию и, вообще, в Европу.

К восточным славянам шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.

Но все же, мир человека, мир культуры настолько широк и разнообразен, что игры с очень древней историей, похожие на классические шахматы, мы можем найти у многих народов.

Например, в старые времена на Руси была игра, очень похожая на шахматы. Она называлась «Тавлеи». Несмотря на различия в правилах игры, фигуры назывались:

Волхв - Король

Князь - Ферзь

Ратоборец - Ладья

Лучник - Слон

Всадник - Конь

Ратник - Пешка

Название этой игры происходит от двух слов - «шах» - король, и «мат» - умер. Два соперника, передвигая по 64-м клеткам игровой доски свои фигуры, должны создать для «короля» противника такую ситуацию, когда следующий ход приведет к его «смерти». Всего шахматных фигур 32 - 16 белых и 16 черных. С каждой стороны играют по 8 пешек, две ладьи, два коня, два слона, один ферзь и один король. Каждая фигура передвигается по игровому полю в соответствии с установленными правилами.

2. Е2 - Е4.

«Пешка - мелюзга, маленький человек,

ноль без палочки, мелкота,

Мелкая сошка …» (словарь Ожегова)

«Плох тот солдат,

который не мечтает стать генералом» (русская пословица)

В обыденную речь слово «пешка», по-видимому, пришло из шахмат. В повседневной жизни оно употребляется с негативным оттенком, когда хотят отметить незначительность, мелкость, ненужность человека.

Пешка - низший разряд фигур в шахматной игре. Она - основная единица измерения шахматного материала (в шахматах её не принято называть фигурой). В пешечном эквиваленте измеряют «вес» других фигур (лёгкая фигура примерно эквивалентна трем пешкам, ладья — пяти).

Однако, знаменитый мастер игры Ф. Филидор считал, что пешка — «душа шахматной партии», а структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии.

Чтобы разрешить это противоречие, нам надо выяснить историю происхождения слова «пешка».

Изображение пешки на шахматных диаграммах и сами шахматные фигурки отдаленно напоминают человека в военном шлеме или каске, а первоначальное расположение пешек на игровой доске - построение войска перед битвой. Пешки расставляются в линию перед основными фигурами, как бы прикрывая их и принимая на себя первый удар неприятеля.

С древних времен основной боевой единицей армий всего мира являлся пехотинец - пеший воин, вооруженный мечом, копьем или ружьем, а род войск, состоящий из отрядов пехотинцев назывался пехотой . Крепости, города и населенные пункты врага считали занятыми только тогда, когда туда вступала нога пехоты.

Пешки в шахматной партии играют очень большую роль. В дебюте первые пешечные ходы позволяют опытному игроку завладеть игровым пространством (в настоящем бою это захват опорных пунктов, важных высот). Пешки могут служить для защиты и поддержки основных фигур (в современной армии танки без помощи солдат-пехотинцев беспомощны). И, наконец, одно из правил шахмат - пешка, прошедшая через все поле, превращается в любую сильную фигуру, даже в ферзя. Как тут не вспомнить о традиции многих армий мира, в том числе и русской, когда рядовой солдат, первым взошедший на стены крепости противника, становился офицером и дворянином!

Таким образом, пешка имеет много общего с отважным, но зачастую безымянным, героем - солдатом-пехотинцем, и своим названием, по-видимому, она обязана именно ему.

3. Турусы на колесах

Нет крепчей крепости, ни отчаяннее обороны,

как Измаил, падший кровопролитным штурмом!

(рапорт А.В. Суворова Г.А. Потемкину)

"За столетия до того, как Альфред

построил британские корабли,

русские суда сражались в отчаянных морских боях;

и тысячу лет тому назад

первейшими моряками того времени

были они, русские..."

(Ф.Джейн, английский морской писатель)

Шахматная фигура «ладья» своим видом и силуэтом на графическом изображении напоминает башню средневекового замка. И это не случайно. Дело в том, что эта игра попала в Европу именно в Средние века. В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шахматы попали в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик. А как мы знаем, большинство военных действий в средневековье связано со штурмом огромных каменных сооружений, жилищ знатных феодалов и королей - замков. В европейских языках название этой фигуры так и означает - замок (напр. в английском языке «castle»).

В русском языке есть еще одно наименование ладьи - «тура» . На Руси турой или турусой называли осадную башню на колесах, которая специально строилась из дерева и предназначалась для штурма крепостных стен городов или замков. Сооружение таких башен - дело очень долгое и хлопотное. Возможно, отсюда пошла поговорка «развести турусы на колесах», которая употребляется в ситуации бесполезных, никчемных долгих разговоров.

Однако, в русском языке наиболее устойчивое название этой шахматной фигуры - «ладья» . Почему?

Нам представляется, что это связано с тем, что шахматы пришли на Русь непосредственно из Азии через купцов или восточных торговцев. В арабских странах эта шахматная фигура часто выполнялась в виде мифической птицы Рух, персонажа арабских сказок. Это огромная птица свирепого нрава охотилась на слонов, чтобы выкармливать ими своих птенцов. Изображение головы этого чудовища нередко украшала нос боевых кораблей русских воинов - ладьи. На этом примере мы можем видеть, как на русской земле происходит смешение двух миров - азиатского и европейского.

4. Животное или человек?

«Олифант! Есть, значит, олифанты, и я одного видел!

Вот это жизнь! Но дома-то кто мне поверит?

Ну, если больше ничего не покажут, я пошел спать.»

(Джон Р.Р. Толкиен «Властелин колец»)

Слон - крупнейшее млекопитающее с длинным хоботом, двумя бивнями и очень толстой кожей, которое обитает в Индии и Африке. Знаменитый полководец Александр Македонский во время одного из своих завоевательных походов столкнулся с армией, в боевых порядках которой он увидел удивительных, огромных животных, на чьих спинах в специальных корзинах сидели воины-лучники. Это были боевые слоны. Поэтому не случайно в индийских и арабских вариантах шахмат достойное место нашлось и этому роду войск, а шахматные фигурки представляли собой небольшие скульптурки этих животных. Название - «Слон» - прижилось и в русском языке.

Однако, если взглянуть на современные фигуры и на шахматные диаграммы, то мы найдем очень мало общего между ними и представителями животного мира. Скорее, они похожи на человека или своеобразный головной убор.

В России «слона» называют также «офицером» . Офицер в армии - это человек, который в силу своего опыта и специальных знаний, командовал рядовыми солдатами и занимал различные военные должности.

В английском языке эта фигура называется bishop - «епископ », и, если внимательно присмотреться, она имеет сходство с митрой - шапкой католического священника. Мы знаем, что игра в шахматы, как и многие другие игры, не одобрялись, а часто и запрещались средневековой церковью. Откуда же в шахматах появился епископ?

В средние века католическая церковь имела очень большое влияние на жизнь общества. Глава этой церкви, Папа Римский, хотел даже взять духовную и светскую власть в свои руки. Церковь очень жестоко карала за преступления против нее. Отлучение, пытки и сожжение на костре грозили любому человеку - и благородному дворянину, и простому крестьянину. Даже короли склоняли свою голову перед людьми в митрах. Несмотря на жесткие преследования со стороны церкви, в шахматы играли и очень любили эту игру, причем не только знатные вельможи, но и простые люди. Однако страх и преклонение перед церковью нашли отражение в том, что одной из основных сильных шахматных фигур был присвоен высокий церковный сан - епископ, а изображаться она стала в виде головного убора священника.

5. Первый министр или коронованная особа?

«Но вот что я вам скажу, Ваше Величество:

не пристало вам валяться тут на траве!

Королевам должно вести себя с достоинством!»

(Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)

Самая сильная фигура на шахматной доске - « Ферзь» или « Королева» . Как случилось, что королева в шахматах могущественнее короля и очень часто именно она играет основную роль в разгроме противника? В истории известны могучие короли-воители, которые возглавляли свои армии и сами активно участвовали в сражениях, а их жены-королевы в это время ждали во дворцах или замках своих супругов с победой.

У нас есть две гипотезы на этот счет.

Во-первых, как уже говорилось ранее, шахматы в Европу пришли с арабами, которые завоевали почти всю Испанию. Спустя время, народы, населявшие эту землю, начали борьбу за независимость - реконкисту. Большую роль в этой борьбе сыграли супруги - королева Кастилии Изабелла и король Арагона Фердинанд. Эти два государства объединились в единое Испанское королевство, а войска Изабеллы и Фердинанда окончательно изгнали арабов из своей страны. Королева Изабелла Кастильская вошла в историю как мудрый политик и красивая женщина, не уступающая в храбрости мужчинам. Кроме того, она очень любила играть в шахматы и была сильным игроком. Возможно, что эта шахматная фигура названа «королевой» в память о королеве Изабелле.

Второе предположение связано с восточным происхождением этой игры. «Ферзь» происходит от персидского «fertz» - полководец или советник. Так называли человека, который являлся правой рукой правителя. Если вспомнить арабские сказки, в них встречается персонаж (как правило, отрицательный) - визирь, первый министр государства. Он всегда находился возле падишаха, был в курсе всех дел в государстве, а также замещал своего повелителя в военных походах. Это был самый влиятельный человек в стране и нередко даже сам султан боялся своего министра.

Заключение

Подводя итог нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Шахматы имеют очень долгую историю и происходят из восточных стран - Индии и Персии.
  2. На Русь эта игра проникала с двух сторон: с Востока (Индия, арабские страны) и с Запада (Европейские страны).
  3. Этот факт нашел отражение не только во внешнем образе фигур, но также в их названии.
  4. Несмотря на влияние Востока и Запада, названия некоторых фигур (напр. пешка, ладья, тура) происходят от русских слов.

Список литературы

1. Карпов А.Е., Гик Е.Я. "Шахматный калейдоскоп". - М.: "Наука", 1981. - 208 с.

2. Гик Е.Я. “Беседы о шахматах” - М. 1985г.

3. Линдер И.М. "У истоков шахматной культуры". - М.: "Знание", 1967. - 352 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: изд-во Оникс Мир и Образование, 2006.

5. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь русского языка. — М.: Учпедгиз, 1937. — 162 с.

8. http://www.istorya.ru/articles/shahmaty.php

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1. Современные классические шахматы.

Рис. 2. Шахматная диаграмма.

Рис. 3. Белая и черная пешки

Рис. 4. Пехота. Реконструкция доспехов. Войско князя Дмитрия Ивановича.

Рис. 5. Черная и белая ладьи.

Рис. 6. Средневековый замок.

Рис. 7. Реконструкция боевого корабля славян (ладья).

Рис. 8 и 9. Белый «слон». Боевой слон персидской армии.

Рис. 10. Графическое изображение фигуры «слон» на шахматных диаграммах.

Рис. 11. Католический епископ.

 
Статьи по теме:
Шахматы и их история Кто изобрел игру в шахматы
Как ни крути, шахматы появились в Индии! Истинно ли данное утверждение? Об этом мы узнаем сегодня. Посмотрим, где изобрели шахматы, много ли существует версий истории игры, и какая из них доказана. Родина шахмат Где изобрели шахматы? Версий создания этой
Как появились первые монеты, что было до них, и кто напечатал первые купюры Где появилась первая монета в древнем востоке
В настоящее время ни один человек не может представить жизнь без денег. Но так было не всегда. Когда же они вошли в жизнь людей? Точно известно, что первые деньги были в виде монет.Ученые и археологи до сих пор спорят об истинном возрасте первой монеты на
Что значит пекка. Пекка — Статы. Изменения при улучшении
ПЕККА clash of clans перемещается медленно, но уверенно, обладая огромным уроном, разрушает все на своем пути. Это десятый персонаж, который можно открыть в казарме после Дракона. ПЕККА clash of clans занимает 25 мест в казарме, тренируется 45 минут и пер
Как выиграть в карты в любой карточной игре Комбинации в дурака
Как запоминать карты при игре в дурака Одна из самых распространенных карточных игр это подкидной дурак. Правила просты: у каждого из игроков в начале игры по шесть карт, каждый по очереди (если не брал) подкидывает друг другу, биться надо в масть, козы