А. Культура Б. Характер В. Игра Г. Учение Д. Труд Е. Глобализация Ж. Развитие З. Общество. Эта игра поможет узнать истинный характер любого человека Примеры Виды знаний

    Современная наука о становлении человека.

    Деятельность человека и его потребности.

    Понятие «личности». Социализация личности.

    Социальный статус и социальные роли индивида.

    Свобода и ответственность личности.

Современная наука о становлении человека

С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Существует множество версий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются божественная, космическая и эволюционная теории. Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом. Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров. Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной эволюции жизни на Земле.

Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. При этом первобытный человек значительно отличался от современных людей. Он не умел говорить, а лишь издавал звероподобные звуки, его внешний вид сильно напоминал обезьяну (низкий, скошенный лоб, выдающаяся вперед челюсть, сильно выраженные надбровные дуги, сутулость), объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать простейшие орудия труда. По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных.

Формирование человека современного вида шло следующими путями :

    1) прямохождение;

    2) совершенствование руки;

    3) совершенствование мозга;

    4) формирование трудовых навыков.

Такой человек (в науке его называют homo sapiens - «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.

Вопрос о природе человека - это вопрос о его отличии от всех других живых существ. Человек является частью природы, существует как биологическое тело в пределах определенной окружающей среды. Он, с одной стороны, материальный организм, живет в среде себе подобных, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в то же время, в отличие от животных, человек обладает членораздельной речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением. Человек - единственное существо на планете, в котором соединились природа и дух, он - биосоциальное существо .

Это то, что дано ему от природы - физические особенности (возраст, пол, вес, внешность и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. При этом главным отличием выступает сознание. Сознание - это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Человека от животного отличают следующие черты:

    человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);

    человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты;

    человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

    человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;

    человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу: она, являясь биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию.

Таким образом, человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции.

Все вместе эти качества - как прирожденные, так и приобретенные в обществе - характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Деятельность человека и его потребности

В повседневной жизни под деятельностью понимается всякого рода активность человека. В обществознании понятие деятельности более сложное.

Это способ существования человека. Это приспособление человека к окружающей среде и ее преобразование.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Однако человек, в отличие от других живых организмов, не только приспосабливается к природным условиям, но и преобразует природу и ее процессы для удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей.

В структуре человеческой деятельности следует различать следующие элементы :

    субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

    объект - то, на что непосредственно направлена деятельность;

    цель - мысленная модель итога деятельности, это именно то, что отличает человеческую деятельность от поведения животного;

    средства достижения цели;

    результаты деятельности.

Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Общественные отношения складываются на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Выделяют следующие виды деятельности .

    Практическая (материальная) деятельность - направлена на преобразование природы и общества. Она, в свою очередь, делится на:

    Духовная деятельность - изменение сознания людей. Она, в свою очередь, делится на:

Все эти виды деятельности тесно связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательной деятельности) должен предшествовать анализ их возможных последствий для государства (прогностическая деятельность).

Кроме видов деятельности, выделяют также ее формы. Формами деятельности являются познание, общение, труд, игра, учение, творчество.

Главной, определяющей все остальные, формой деятельности является труд. - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Отличительной особенностью, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятельности необходимы мастерство, умения, знания. Во всех случаях трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Значимость творчества в культуре, науке, политике характеризуется принципиальной новизной полученного результата, соизмеряемого с потребностями времени.

Творчество многогранно. В нем есть объективная основа, связанная с преобразованием мира по законам красоты, и субъективный творческий замысел, прихоть, художественное и научное воображение, фантазия, аллегорическое выражение истины. Творчество всегда связано с развитием личности, с ее духовным ростом и совершенствованием. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Существует связь между потребностями и мотивами человека. - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

Это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств.

Потребности человека можно условно разделить на три группы :

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает, нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не знать материальной нужды. В тоже время у гениев, у крупных ученых, писателях, творцах, у великих политиках и полководцах часто идеальные потребности выступают ведущими в их жизни.

Понятие «личность». Социализация личности

Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в научной и художественной литературе как близкие по значению. Однако, с точки зрения обществознания, каждое понятие имеет свою специфику.

Один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т.д.), т.е. данное понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт.

Это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в конкретном человеке.

Это индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие «личность» характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере своего развития, усвоения социального опыта человечества, он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное начало не является врожденным: человеку от рождения даны только предпосылки перерастания в личность и дальнейшего развития личностного начала.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность, связано с понятием социализация.

Это процесс вхождения индивида в общество, становление его как полноценного «общественного существа». Социализация включает в себя:

    обучение и воспитание индивида;

    взаимодействие с другими людьми;

    освоение культурных ценностей и норм общества;

    приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;

    освоение видов совместной общественной деятельности;

    нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация . Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация . Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утерей трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из полноценного трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Данных «помощников» называют агентами социализации . На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки нахождения в общественной структуре управления (подчинение учителям, завучу, директору и т.д.).

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи. Так, отдельные лица в окружении ребенка могут обладать большим авторитетом, чем родители. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания (герои кино, звезды «шоу-бизнеса», персонажи рекламы и т.д.). Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели. Часто такое воздействие деформирует сознание ребенка, оказывает отрицательное влияние на его жизненные приоритеты, приводит к конфликтам со старшим поколением.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей.

Социальные статусы и социальные роли

В процессе взаимодействия с другими индивидами, каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальный статус - это положение индивида в обществе в соответствии с его полом, возрастом, образованием, семейным положением и родом занятий.

Выделяют два типа социального статуса .

Выделяют также личный статус - это положение человека в малой группе (школьном классе, дворовой компании, спортивной команде и т.д.). Личный статус определяется отношением к человеку окружающих знакомых людей.

В любом обществе существует иерархия статусов. Оценка, которое общество дает статусу личности или должностному статусу называется социальным престижем . Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов :

    1) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

    2) системой ценностей, характерной для данного общества.

Социальный статус оказывает непосредственное влияние на поведение личности. Каждой статусной позиции соответствует определенный образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Социальная роль - это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом.

Эти ролевые действия в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами. Ряд норм закрепляется в различных документах (правилах, уставах, законах).

Несоответствие между статусом и ролью называется статусно-ролевым конфликтом . В этом случае, общество применяет к нарушителям определенные санкции. Например, если женщина со статусом «матери» не выполняет по отношению к ребенку своих обязанностей, не заботится о нем должным образом, то к ней общество может применять такие санкции, как публичное осуждение и «лишение родительских прав».

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность этих социальных ролей называется ролевой системой . Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора.

Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, личность, тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовывать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает в современном обществе важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, пронизывает всю историю человечества. Значение свободы для самореализации человека бесспорно. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, а также в выборе средств достижения этих целей.

Свобода - это особая философская категория. Как писал великий немецкий философ Г. Гегель , «свобода есть осознанная необходимость». В этом высказывании содержится идея о том, что если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб; если же она осознана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего потому, что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.

Таким образом, свобода - это способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать выбор.

Со свободой тесно связано понятие - ответственность человека .

Ответственность - это часть свободы. Если человек поступает свободно, выбирая средства своей деятельности, то он в ответе за ее результаты. Ответственность является необходимой составляющей свободы, ее неотъемлемой частью. Если человек может свободно выбирать вариант своего поведения, значит, он должен нести ответственность за сделанный выбор.

Всеобщая Декларация прав человека содержит положения о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

Контрольные вопросы

    Какие теории происхождения человека Вы знаете?

    По каким направлениям шло формирование человека?

    Поясните выражение «биосоциальная сущность человека».

    Какие черты отличают человека от животного?

    Как различаются между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?

    Почему личность формируется только в обществе?

    Что такое социальный статус?

    Как общество реагирует на нарушителей социальных ролей?

    Какие уровни и типы мировоззрения Вы знаете?

    Объясните фразу Г. Гегеля: «Свобода есть осознанная необходимость».

Социально- психологическая характеристика игры

Игра – это такой сложный социально-психологический феномен, который имеет важную роль не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.

Самое масштабное рассмотрение феномена игры было предпринято Йоханом Хейзингой в его историко-культурологическом исследовании «Человек играющий» - «HOMO LUDENS. Опыт определения игрового элемента культуры». «Давно уже ставшее классическим, это фундаментальное исследование раскрывает сущность феномена игры и значение ее в человеческой цивилизации. Но самое заметное здесь - гуманистическая подоплека этой концепции, прослеживаемой на разных этапах истории культуры многих стран и народов. Склонность и способность человека облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни выступает подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений - важнейшего его достояния.

Ощущение и ситуация игры, давая, как убеждает нас непосредственный опыт, максимально возможную свободу ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил – правил игры. Нет контекста - нет правил. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования. Это предельно ясно в случае произведения искусства - образчика такой игры, контекстом которой является вся вселенная.

Рассматривая «природу и значение игры как явления культуры, игру как изначальное понятие и функцию, которая исполнена смысла; биологические основы игры; игру как некую величину в культуре», Хейзинга приходит к выводу, что «игра это чрезвычайно самостоятельная категория; Игра располагается вне других категорий. Как свободное действие, ограничена местом и временем; Игра устанавливает порядок и правила игры, которые бесспорны и обязательны». Группирующая сила игры заключается в «отстранении обыденной жизни». – Игра поддерживает мировой порядок через его представление». Хейзинга говорит: «Все же, мне кажется, homo ludens, человек играющий, указывает на столь же важную функцию, что и делание, и поэтому, наряду с homo faber, вполне заслуживает права на существование. Есть одна старая мысль, свидетельствующая, что если продумать до конца все, что мы знаем о человеческом поведении, оно покажется нам всего лишь игрою. Тому, кто удовлетворится этим метафизическим утверждением, нет нужды читать эту книгу. По мне же, оно не дает никаких оснований уклониться от попыток различать игру как особый фактор во всем, что есть в этом мире. С давних пор я все более определенно шел к убеждению, что человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра».

Рассматривая концепцию и выражение понятия игры в языке, становится очевидно, что понятия об игре в разных языках не равноценны, общее понятие игры осознается достаточно поздно, понятие игры распределяется иногда, между несколькими словами. «В противоположность греческому, с его изменчивой и многообразной экспрессией подхода к игровой функции, латынь, как ни странно, располагает собственно лишь одним словом, выражающим всю область игры и игровых действий: ludus, ludere, - где lusus лишь производное. Кроме этого, есть еще iocus, iocari, но со специфическим значением шутки, забавы. Собственно игру в классической латыни это не означает. Этимологическую основу ludere, хотя это слово и могли употреблять, говоря о резвящихся рыбах, порхающих птицах, плеске воды, тем не менее вряд ли соотносили с быстрым движением, - как соотносятся с ним столь многие слова игровой сферы, - скорее с областью несерьезного, видимости, насмешки. Ludus, ludere охватывает детскую игру, отдых, состязание, литургическое, и вообще сценическое, действие, азартные игры. В словосочетании lares ludentes оно означает танцевать. Значение принимать вид чего-либо явно выходит на передний план. Сложные слова alludo [заигрывать, намекать], colludo [играть вместе, быть заодно], illudo [играть, насмехаться, обманывать] также устремляются в направлении мнимого, обманчивого. От этой семантической почвы ludi отдаляется к значению публичные игры, занимавшие в жизни римлян столь важное место, a ludus - к значению школа; одно исходит при этом из значения состязание, другое, по всей вероятности, - из упражнения.

Примечательно, что ludus, ludere в общем значении игра, играть не только не переходит в романские языки, но даже, насколько я вижу, едва ли оставляет в них какой-либо след. Во всех романских языках и, очевидно, уже в ранний период, конкретные locus, iocari расширили свое значение до игра, играть, тогда как ludus, ludere были полностью вытеснены. Во французском это jeu, jouer, в итальянском - giuoco, gio-сате, в испанском - juego, jugar, в португальском - jogo, jogar, в румынском - joc, juce. Вызвано ли было исчезновение ludus фонетическими или семантическими причинами, остается здесь вне поля нашего зрения».

Большое значение у Хейзинги занимает рассмотрение игровых элементов современной культуры, в который входит «Игровой элемент современного искусства. - Игровое содержание общественной и политической жизни. - Игровое содержание политики. - Игровые обычаи парламентской деятельности. - Является ли война игрою? - Игровой элемент необходим» - и многое другое.

В заключение своего исследования Хейзинга задает вопрос – «Все ли человеческое это игра!» и рассматривает «Критерий нравственного суждения».

Уже в своих наипростейших формах, в том числе и в жизни животных, игра есть нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная психическая реакция. И как таковая игра переходит границы чисто биологической или, по крайней мере, чисто физической деятельности. Игра - это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит. Назвать активное начало, которое придает игре ее сущность, духом - было бы слишком, назвать же его инстинктом - было бы пустым звуком. Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самое сущность игры.

Психология и физиология занимаются тем, чтобы наблюдать, описывать и объяснять игры животных, а также детей и взрослых. Они пытаются установить характер и значение игры и указать место игры в жизненном процессе. То, что игра занимает там весьма важное место, что она выполняет необходимую, во всяком случае, полезную функцию, принимается повсеместно и без возражений как исходный пункт всех научных исследований и суждений.


Контрольная работа Обществознание 10 класс

Тема: Общество и человек

Вариант 1

Часть А.

1. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек есть природный, биологический факт.

Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

1.Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:

1. В трудовой деятельности 2. В нормальном теплообмене

3. В сохранении здоровья 4. В физической активности

3. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:

1. Цель деятельности 2. Результат деятельности 3. Мотив деятельности 4. Потребность

4. Вид деятельности, характерный не только для людей:

1. Материально-производственная 2. Познавательная 3.Творческая 4. Игровая

Игровая деятельность является необходимой для человека, так как

1. Формирует логическое мышление 2. Отвлекает от повседневных дел

3. Формирует профессиональные навыки 4. Улучшает отношения с окружающими

Труд и общение как виды человеческой деятельности

1. Требуют обязательного наличия партнера/партнеров 2. Зависят от вербальной активности человека 3. Являются потребностями человека 4. Направлены на запланированный результат

В отличие от природы общество

1. Развивается закономерно 2. Имеет способность к развитию благодаря сознанию человека

3. Подвержено изменениям 4. Не развивается вообще

Философы-эмпирики так же, как и рационалисты

1. Считали возможным познание мира 2. Видели в чувственном опыте основу познания

3. Верили в существование врожденных моральных качеств 4. Считали логику основой истинных знаний

9. Верны ли следующие суждения:

А. Понятие «общество» охватывает все формы и способы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» может быть применено для обозначения этапа развития человечества.

1) Верно только А 3) Оба суждения верны

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

10. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека, называется:

1. Сенсуализм 2. Эмпиризм 3. Рационализм 4. Агностицизм

Часть Б.

Установите соответствие

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно 1. Индивид

преобразующий природу, общество и самого себя

Б. Отдельно взятый представитель всего 2. Индивидуальность

человеческого рода

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его 3. Личность

уникальных свойств

А Б В

2. Установите соответствие.

Примеры Виды знаний

А. Если какая-то неприятность может произойти, 1. Житейское знание

то она обязательно произойдёт

Б. Находки берестяных грамот убедительно

свидетельствуют о высоком уровне грамотности 2. Научное знание

в Древней Руси

В. Древние рассказывают, что жили в Причерноморье 3. Мифологическое знание

племена воинственных амазонок, убивающих мужчин

Г. Каждый человек стремится к тому, чтобы достичь

своего уровня некомпетентности

Д. Целый ряд болезней имеет генетическую

наследственную основу

А Б В Г Д

3. Выберите из приведённого методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.

1. Постановка эксперимента 2. Построение математической модели

3. Проведение наблюдений за объектом 4. Выдвижение гипотезы

5. Построение системы доказательств 6. Осуществление анализа полученных данных

4. Впишите недостающее слово

Научное познание


5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

"Простейшим, самым доступным видом деятельности является _________ (1). Она носит условный _______(2) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является______ (3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считается _____ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______ (5), но является также условием его непрерывного _____ (6) .Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным".

На первый взгляд, между игрой и трудом нет ничего общего. Труд - за этим словом так и слышится: трудно, трудности, которые необходимо преодолевать. А слово "игра" вызывает ассоциации с чем-то приятным, легким, увлекательным. Однако противопоставление отнюдь не очевидно. Можно вспомнить, что о труде высокого профессионала говорят: работает играючи.

На вопрос, что такое труд, существует несколько точек зрения. Сторонники одной из них понимают труд предельно широко: по их мнению, любая сознательная деятельность человека равнозначна труда. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, прежде всего с многообразием предметов, можно говорить о работе.

Сторонники другой точки зрения рассматривают труд как один из видов деятельности, но далеко не единственный. Действительно, труда присуща такая черта деятельности, как проявление активности в действиях, причем активности целесообразной. О другой бессмысленную подобие труда приходится слышать обидное: "обезьянья работа". В работе обязательно есть и такие черты, как практическая полезность, наличие результата. "Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Если не нужно никому, то и усилия прилагать нет необходимости. Будут ли результатами труда материальные ценности или духовные богатства, их созданию подчинена трудовая деятельность.

Еще одной чертой, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Работа всегда нацелена на достижение запрограммированных заранее ожидаемых результатов. Правда, полученный эффект может быть лучше или хуже, ближе к замыслу или дальше от него, но не может быть абсурдной трудом. Затрачивать усилия, понимая, что получается не то, к чему стремишься, - такое трудно себе представить.

Что же дает основание надеяться на то, что запрограммирован результат будет достигнут с оптимальными затратами усилий? Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо мастерство, умение, знания. Таких составляющих требует любой труд - физическая, интеллектуальная, труд ремесленника, земледельца, художника, творца. В любой трудовой деятельности ее участники решают какое-то определенное задание, планируют свои действия, предусматривают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Можно подвести итог. Труд - это вид человеческой деятельности, направленной на достижение практически полезного результата. Она осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразования предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем, работа превращает самого человека, совершенствует ее как субъекта трудовой деятельности и как личность.

ИГРА

Игра, в отличие от трудовой деятельности, не столько направлена на результат, сколько на сам процесс. Игра сопровождает человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с магией, религиозным культом, искусством, спортом, военными упражнениями.

Кто не знает, что такое игра? Тем не менее единого, признанного большинством ученых определения ее нет. Этим словом время сочетают очень широкий спектр действий (сравните: игра детей, игра на бирже...- этот ряд можно продолжить).

Ученые спорят о происхождении игры, о том, является ли она деятельностью, специфической для человека, носит универсальный характер. Другими словами: играют животные, машины?

Сторонники биологического происхождения игры утверждают, что игра свойственна многим живым организмам, причем, чем сложнее организм устроен, тем разнообразнее его игра, как деятельность. В основе игры животных лежат инстинкты: инстинкт борьбы, власти, опеки: особую роль некоторые ученые придают сексуальным влечениям, а также врожденному стремлению к освобождению, объединения, повторения. Догадки, высказанные сторонниками подобных точек зрения, очень интересные; материал, приводится для иллюстрации поведения животных, разнообразен, однако он не дает возможности непротиворечиво и доказательно объяснить связь игры человека с его социальной сущностью.

Немецкому философу и поэту Ф. Шиллеру принадлежит следующее утверждение: "Человек играет только тогда, когда она в полном смысле слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет".

Не останавливаясь здесь на деталях, приведем лишь окончательные выводы ученых, специально изучали происхождение и развитие игры, как деятельности у разных народов Земли. В своем развернутом виде игра продолжает жить в детстве, представляя собой необходимую форму жизни ребенка в виде игр-манипуляций с предметами, сюжетных (в том числе ролевых), подвижных игр, игр в процессе обучения. Во взрослом мире сложные виды игры вытесняются, с одной стороны, искусством, с другой стороны - спортом. Для людей творческих специальностей игра становится одним из основных видов деятельности человека. Однако, превратившись в главное дело жизни, игра приобретает уже качественно иной смысл, чем прежняя игра ребенка.

Наиболее существенной особенностью игры как деятельности является ее двуплановость. С одной стороны, играющий, осуществляет реальное действие, с другой - многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемых обстоятельствах (стоит сказать волшебное "как бы"., И стул станет конем, а грязнуля Золушка превратится в принцессу).

Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играющие. Роль - это соответствие принятым (условным) нормам поведения в игровой ситуации. Иными словами, роль является отождествлением играющего с изображаемым лицом, предметом, персонажем. Для реализации роли играющий обязательно прибегает к действиям в соответствии с правилами игры. В игре особым образом используются предметы или их заменители, символы, условные знаки.

Все эти условные составляющие игры возможны, поскольку играющий одновременно верит и не верит в то, что ситуация, которая разыгрывается, реальна. Двуплановость такого поведения роднит игру с искусством. Искусство особыми, художественными средствами интерпретирует различные стороны человеческой жизни и деятельности и рассказывает о них людям, заставляя переживать, принимать или не принимать предлагаемое художником понимание смысла жизни. Игра, как и искусство, предлагает некоторое решение не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая, однако, в дальнейшем может быть использована как своеобразная модель поведения. Искусство предлагает будто типовые формы разрешения конфликтов персонажей, а игра дает возможность моделировать конкретные ситуации и выступает как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, действий.

 
Статьи по теме:
Ведьмак 3 новая игра доспехи
проходи заново игру без всяких "+" и будет тебе новая вариативность....Мое мнение: Пройдя великолепную игру "Ведьмак 3" пару раз, я долгое время оставался под потрясающим впечатлением. С выходом длс "новая игра+", находился в раздумьях: "стоит ли пройти е
Где в Скайриме найти гироскоп?
Новый орден (ориг. A New Order ) — квест главной сюжетной линии фракции Стража Рассвета в дополнении The Elder Scrolls V: Dawnguard . Прохождение После выполнения квеста «Линия крови », нужно идти в форт Стражи Рассвета к Израну, где у входа в форт напад
Игра «Разрушения машин Игра машины на разрушение на двоих
Какой русский не любит быстрой езды? Настолько быстрой, чтобы пейзаж, пролетающий за окном на запредельной скорости, был сплошной размытой картиной сумасшедшего художника. Чтобы кровь стучала в висках, наполненная адреналином, бежала горячим потоком по ве
Психологическая игра «Да, но…
Поднимался вопрос о том, что нужно перечитать описание игры "Да,.. но..". Сегодня разбирал свои заметки и нашел копипаст как раз этого описания. Мне очень нравится время от времени рассматривать взаимодействия людей через призму транзактного анализа, поэт