Физкультурное занятие. «Игры народов мира. Подвижные игры народов мира на уроках физической культуры в начальной школе «Маялка». Белорусская народная игра

В конспекте подобраны игры разных народов, которые можно провести с детьми в физкультурном зале, так и на улице. Игры подобраны с учетом нагрузки для детей, от малой подвижности к высокой и заканчивается занятие игрой средней подвижности. Еще используется презентация на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое физкультурное занятие

В старшей группе

«ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ИГР»

Инструктор по физической культуре

Плотникова Анна Николаевна

МБДОУ д/с № 102

2016 г.

Цель занятия:

Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России.

Образовательные задачи:

Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.

Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности планеты Земля, России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.

Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей сознание «человека мира», чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.

Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

Развивающие задачи:

Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.

Ход занятия:

Под песню «Так давайте устроим большой хоров» дети входит в зал.

1 часть .

Инструктор: Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. И сегодня у нас праздник народных игр.

Нашу страну – Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие вы знаете национальности? (Ответы детей). Так вот с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашей стране. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.

А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы мира, я предлагаю вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Ну что же, тогда в путь!

Разминка под песню «Дружат дети всей земли».

Но для начала нужно взглянуть на карту России. Первая остановка нас ждет в республики Башкортостан.

Презентация.

(ребят встречает девочка в башкирском национальном костюме)

Башкирка : Хаумыхыгыз! Здравствуйте, друзья! У нас, у башкир, очень необычные дома, не такие как ваши, они очень удобные, потому что их всегда можно брать с собой, когда хочется переехать жить в другое место. И называются они – юрта . У нас даже есть такая любимая народная игра «Юрта».

  1. Башкирская народная игра «Юрта».

(ребят встречает девочка в удмуртском национальном костюме)

Чувашка: Салам! Здравствуйте, гости дорогие! А я хочу рассказать вам о нашем любимом чувашском празднике Уяв. Он проходит в самом начале лета, когда заканчиваются посевные работы на полях. В этот день молодежь собирается за околицей и устраивает хороводы с танцами, песнями. А еще на Уяв мы играем в традиционные чувашские народные игры. Я хочу научить вас играть в одну из таких игр.

  1. Чувашская народная игра «Хищник в море».

Инструктор: Ребята, взгляните на карту, что нас ждет впереди? А мы с вами попали в республику Азербайджан.

Азербайджанка: Салам!

  1. Азербайджанская народная игра «Вытащи платок».

Инструктор: Наше путешествие продолжается, и мы перемешаемся с вами в Армению.

Армянка: Барев дзез! Здравстуйте! Вы попали в солнечную страну Армению! Мы очень любим петь, танцевать и играть в подвижные игры. Я предлагаю поиграть в интересную игру.

  1. Армянская народная игра «Статуя»!

Инструктор: Россия– это наша Родина. И все мы с вами Россияне. А на Руси всегда любили веселые игры. Так давайте поиграем и в русскую народную игру

5.« Пол, нос, потолок» .

Инструктор: На этом наше путешествие подошло к концу. В Каких же странах мы с вами побывали и в какие игры вам запомнились?

Ответы детей.
Инструктор: За Мишей из зала шагом марш!

Приложение

  1. Башкирская народная игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Постепенно все перемещаться в общий круг. По окончании музыки все бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получаются юрты. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

  1. Чувашская народная игра «Хищник в море»

Для этой игры надо закрепить в центре поля или площадки колышек (столбик). На этот колышек надевается сверху веревка, которая закрепляется на высоте 20-30 см от поверхности земли с помощью незатягивающейся петли. За другой конец веревки берется водящий. Он прижимает этот конец веревки к своему бедру и бежит по кругу.

Образованный с помощью веревки круг - это «море», а веревка - это «хищник». Остальные дети - «рыбки», которые стремятся убежать от «хищника» - веревки, перепрыгнув ее.

Водящий может закручивать веревку то по часовой стрелке, то против, то убыстрять, то замедлять свой бег, а «рыбки», задевшие «хищника» (веревку), выбывают из игры. Игру следует продолжать, пока в море не останется всего 2-3 «рыбки». Затем можно выбирать нового водящего и продолжать игру.

Правила:

1. Нельзя поднимать веревку выше уровня бедра, потому что это сделает игру опасной.

2. «Рыбки», выскочившие за пределы «моря», считаются проигравшими.

  1. Азербайджанская народная игра «Вытащи платок!»

Играют 10 и более человек.

Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперёд (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!» Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок.

Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.

  1. Армянская народная игра «Статуя» .

Играют 5-20 человек.

Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается. Правила:

1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.

2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

5. Русская народная игра «Пол. Нос. Потолок»
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.


Под музыку дети входят в зал.

Мотивация: Дети! Вы уже знаете, как велик мир, сколько народов живёт на Земле, сколько стран.… В каждой стране есть свои обычаи, традиции, народные игры. Все люди на земле любят путешествовать. Я тоже предлагаю вам отправиться в игровое путешествие по разным странам. Согласны?

На каком транспорте можно путешествовать?

(на самолёте, машине, пароходе, автобусе, поезде, верблюде, оленях, воздушном шаре…)

Начнём путешествие с нашей страны.

На Руси всегда любили хороводные игры.

1 страна – Россия (внимание на экран).

Игра «Затейники».

Ход игры:

Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево) и произносят:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем... вот так.

Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны повторить его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Каждый новый затейник придумывает разнообразные движения, не повторяя показанных ранее.

(Садимся в самолёт и отправляемся в Аргентину).

2 страна – Аргентина (внимание на экран).

Игра «Поезда».

Инвентарь: колокольчик.

Ход игры:

Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.

(Возвращаемся на самолёте в Германию).

3 страна – Германия (внимание на экран).

Игра «Пожарная команда».

Играют 10 и более человек.

Инвентарь: Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь.

Ход игры:

Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

(Садимся в поезд и отправляемся в Азербайджан.)

4 страна – Азербайджан (внимание на экран).

Игра «Вытащи платок».

Играют 10 и более человек

Инвентарь: платки.

Ход игры:

Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперёд (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!» Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок.

Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.

(Садимся в автобус и отправляемся в Белоруссию.)

5 страна – Белоруссия (внимание на экран).

Игра «Бульба».

Участники делятся на 2 команды и строятся в 2 колонны. Перед ними «лунки» (обручи), куда надо посадить «картофель» (теннисные мячи). Затем обогнуть флажок и собрать картофель в ведро или корзину. Выигрывает команда, раньше справившаяся с заданием. Если мяч выкатился за пределы обруча, игрок сам должен вернуть картофель в лунку.

(Садимся в поезд и отправляемся в Китай.)

6 страна – Китай (внимание на экран).

«Не урони палку».

Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку. В центр встает водящий, в руке у него гимнастическая палка. Водящий ставит палку вертикально на пол и, отпуская ее, называет любой номер.

Играющий, номер которого был назван, должен быстро подбежать к палке и подхватить ее, прежде чем она упадет. Если ему это удалось, он возвращается на свое место, а водящий называет другой номер.

(Садимся на теплоход и возвращаемся в Россию).

7 страна – Россия (внимание на экран).

Игра «Ручеёк».

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идёт к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка»…И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.

Инструктор : Вот и закончилось наше путешествие.

Понравилось оно вам?

Путешествуя по разным города и странам, люди привозят сувениры.

Вот и для вас у меня есть небольшие подарки.

Многие страны мы не посетили. Но я думаю, что у нас ещё всё впереди.

Под музыку дети выходят из зала.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 406

на уроках физической культуры

в начальной школе.

Составил учитель физической культуры Петухов Н.Г.

Москва 2012г.

Народные игры как средство развития двигательных качеств.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание об ладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, во лю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма к более высокой ступе ни развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует активизации умственной деятельности (например, "гуси-лебеди","волк во рву","ловля обезьян"). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водя щего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка - выручалочки», «пятнашки»).

Подготавливая место для игры, особенно на улице, нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемых качеств ("перестрелка", "коршун и наседка"). Очень важно иметь договоренность с участниками игры об общих моральных принципах поведения во время игровых ситуаций. Предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:

    Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;

    Помнить о законе всех игр: «один - за всех, и все - за одного». Ставить интересы команды выше своих;

    Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;

    Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;

    Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;

    Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;

    Научившись - научи.

В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. По определению русского фольклориста Виноградова они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность организовать игроков, настроить на объективный выбор водя щего, безоговорочное выполнение правил. Например, считалка:"катился горох по блюду, ты води, а я не буду "," шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети- кукушата просят пить, выходи- тебе водить". Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим процессом, применяются, когда детям необходимо разделиться на команды ("конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: сивого или златогривого?", или более корот кие:"красное яблочко или золотое блюдечко?", "ниточка или иголочка?" Все это прочно запоминается и устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра позволяет учителю лучше узнать воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И важно то, что игра сближает учителя с де тьми, помогает сплотить детский коллектив.

При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих закономерностях процесса обучения, ее эффективность тесно связана с реалистическими дидактическими принципами. Обучение детей народным играм должно представ лять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основ ное требование к такой системе -постепенность усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно опирать ся на имеющийся опыт, так как это облегчит усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений. Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся перед уроком. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры, умело применять меры поощрения и наказа ния (штрафные очки).Дозирование нагрузки в игре - важная задача для учителя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.

Регулирование происходит различными способами:

а) сокращение длительности игры.

б) введение перерывов;

в) изменением количества играющих;

г) уменьшением величины игровой площадки;

д) изменения правил и сменой ролей играющих.

Чтобы играть детям не надоело- нужно предлагать и вносить в игры новые правила, знать различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и обязательное подведение итогов.

Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности уроков физической культурой является умелое насыщение применяемых в нем игр подходящими элементами современных систем физических упражнений, обладающих высокой мотивационной ценностью и актуальностью (атлетическая гимнастика , шейпинг, популярные виды единоборств).

И еще один момент. Для наиболее результативного решения задач проводимого урока используемые в нем игры должны соответствовать базисному учебному плану данного учебного заведения, учитывая материально-техническую базу и регионально- климатические условия.

Таким образом, практическая деятельность учителя состоит из следующих элементов:

а) выбор игры;

б) подготовка места и инвентаря;

в) организации играющих;

г) объяснения игры;

д) руководства игрой;

е) подведения итогов.

Итак, благодаря подвижным играм дети не только укрепляют здоровье, совершенствуют функциональные возможности организма, но и осваивают актуальные способы физической деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреа ционной направленностью учебного предмета.; помогают учащихся в процессе со циализации.

Данные игры запланированы в третьем триместре (5 модуль) на 6 уроках (6 часов).

Первый класс.

Игра «Смена мест».

На полу по окружности рисуются круги диаметром 0,5 м – «домики» (можно использовать обручи). Их количество на один меньше числа играющих. Из участников игры выбирается водящий. Он становится в центре, все остальные располагаются в «домиках». По команде водящего дети должны поменяться местами, перебегая из круга в круг. Водящий пытается занять освободившееся место. Играющий, оставшийся без «домика», становится водящим, и игра повторяется.

«Стой, олень!». Игры народов севера.

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Волк и олени». Игры народов севера.

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Африканские салки по кругу. (Танзания).

Играют 10 и более человек.
Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом - за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

«Доброе утро, охотник!» (Швейцария).


Играют 10-15 человек.
Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

«У медведя во бору».

Из детей выбирается волк (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведь со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже может ловить.

«Гуси-лебеди». Русская народная подвижная игра.

Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей.

Вожак становится на одном конце, гуси - на другом, а волки в стороне прячутся.

Вожак похаживает, поглядывает и, как заметит волков, бежит на свое место, хлопает руками, крича:

Вожак. Гуси-лебеди, домой!

Гуси. Почто?

Вожак. Бегите, летите домой, Стоят волки за горой!

Гуси. А чего волкам надо?

Вожак. Серых гусей щипать Да косточки глодать.

Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га-га!»

Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей; которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.

Всего лучше в гусей-лебедей играть на воле, в саду.

Второй класс.

«Больная кошка». (Бразилия).

Играют более пяти человек.
Ход игры: один игрок - это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

«Статуя». (Армения)


Играют 5-20 человек.
Ход игры: игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек -четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.
Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.
Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

«Поезд». (Аргентина).

Играют 7 и более человек.
Нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.

"Серый кот". Украинская народная игра.

Игроки становятся в ряд друг за другом, берут друг друга за руки и идут потихоньку. Игрок, который стоит первым, - это "кот". Участник, который стоит последним - "мышь". Эта строка детей идет потихоньку. Кот громко спрашивает:
- Есть мыши в стоге?
Тот, кто стоит последним, отвечает громко:
- Есть!
-Боятся кота? - Спрашивает "кот".
- Нет, - отвечает "мышь".
- Ой, как кот усами пошевелит, всех мышей подавит! - Кричит "кот", отрывает руку и бежит за "мышью", а "мышь" скрывается за детей, которые держатся за руки. Если "мышь" успеет перебежать из одного края в другой и "кот" не поймает ее, то "кот" остается "котом" и становится вперед. Если "мышь" поймают, то "кот" выходит из игры, а "мышь" становится "котом". Игру продолжают.

«Шишки, Желуди, Орехи».

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 3. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

«Пустое место» .

Пустое место – веселая, подвижная игра, хорошо развивающая реакцию игроков и рассчитанная на большое количество игроков.
Описание игры
Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный - в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры

1. Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом
2. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование
3. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный - в противоположную
4. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место
5. Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим

Третий класс.

"Коршун" . Украинская народная игра.



"Хитрая лиса" . Украинская народная игра.

«Кузнечики» (Коника). Белорусская народная игра.

Играют мальчики и девочки 9-13 лет (на поляне, лужайке, площадке размером примерно 20 X 50 м или в спортивном зале). Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание . В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он.

Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он.

Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.

Правила.

    Вышедший из круга «скворец» не имеет права изменять способ перемещения, пока не побывает еще раз в круге.

    «Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойманными и становятся в круг.

«Маялка». Белорусская народная игра.

(Маялка - от слова «маять» ). Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка. Инвентарь - мяч. Количество участников - 7-15 человек.

Описание . Играющие выбирают водящего. Рисуют на круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого-либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.

Правила.

    Водящий может вызывать одного и того же игрока не более 3 раз подряд.

    Если подброшенный водящим мяч упадет за пределами круга, значит, водящий сам «замаялся». В этом случае игру приостанавливают и выбирают нового водящего.

«Охотники и утки». Русская народная игра.

Подготовка.

Содержание игры.

Правила игры:

«Горелки». Русская народная игра.

Выбирают водящего. Затем участники распределяются парами и должны взяться за руки. Они становятся перед водящего «столбцом», т. е. выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Начинают играть по команде водящего, например:

«Раз, два, три - беги!»;
«Рыба, галка, хлеб, мочало... Сзади пара - побежала!» и т. д.

Итак, как только водящий дал команду "Выходи...", последняя пара бежит вперед, разъединяя руки (один участник обегает колонну слева, а другой справа). Задача пары - встать впереди колонны и вновь взяться за руки.
Водящий пытается помешать этому, и если ему удается засалить (поймать) одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе колонны. Игрок, оставшийся без пары, идет водить.
Если же водящему не посчастливится засалить кого-либо из бегущих и они сумеют стать первой парой, то он продолжает водить.

Четвертый класс.

"Коршун" . Украинская народная игра.

Условно назовем детей цыплятами. Один ребенок - "Коршун" - стоит в стороне.
На слова воспитателя "Коршун!" Дети бегут в круг, начерченный на противоположном конце площадки, а "коршун" их ловит.
Указания к игре. Пойманным считаются того, к чему прикоснется коршун.

"Хитрая лиса" . Украинская народная игра.

Дети стоят в кругу, заложив руки за спину. Учитель проходит позади детей и незаметно прикоснувшийся к кому-нибудь из них. Ребенок, к которой прикоснулся учитель, становится "хитрой лисой".
Затем учитель выбирает кого-нибудь из играющих и просит на посмотрев на своих товарищей, определить кто их них хитрая лиса. В случае если ребенок не находит лису с первого раза, все играющие дети громко спрашивают: "Хитрая лиса, ты где?", а затем внимательно следят за лицами своих друзей и пытаются угадать. После трех неудачных попыток лиса говорит: "Я тут!" и пытается поймать кого-нибудь из детей. Поймав 3 - 4 человека игра останавливается и выбирается новая лиса.

«Один в круге». (Венгрия)


Играют 5 и более человек.
Ход игры: игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.

«Лев и коза». (Афганистан)
Играют 10-20 человек. Нужны маски льва и козы.
Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

«Охотники и утки». Русская народная игра.

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки" бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

«Белые медведи». Русская народная игра.

Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".

Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры:
1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

«Караси и щука». Русская народная игра.

Подготовка. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".

Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не

имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука"

Используемая литература:

    Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол.гвардия. 1984.- 126с.

    Коджаспиров Ю.Г.Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003-176с

    Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. На6.Челны,1996-100с

    Детские подвижные игры народов СССР. М., Просвещение, 1989-239с

    Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, №5

    Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

    Г.И. Погадаев Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2010-145с

Использованы материалы сайта: ; .

1 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

Изучение нового материала

Беседа: Национальные игры, отражение в них традиций и культурных ценностей народа. Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест», «Африканские салки по кругу», «Доброе утро охотник». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь:

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест», «Африканские салки по кругу», «Доброе утро охотник» . Подъем туловища, подтягивание. Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

«У медведя во бору», «Гуси лебеди». Подъем туловища, подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест»,

«У медведя во бору», «Гуси лебеди» .Челночный бег. Подъем туловища,подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест»,

«Стой олень», «Олень и волк» .Челночный бег. Подъем туловища,подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест»,

«Стой олень», «Олень и волк».Челночный бег. Подъем туловища,подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Примерное планирование уроков подвижных игра разных народов мира

2 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

Номер урока

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Д/З

Дата

провед.

Номер урока

Подвижные игры разных народов.

Изучение нового материала

Беседа: Национальные игры, отражение в них традиций и культурных ценностей народа. Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Большая кошка», «Статуя». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Большая кошка», «Статуя». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Поезд», «Серый кот». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ без предметов. Игра «Поезд», «Серый кот». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ без предметов. Игра «Шишки,желоди,орехи» , «Пустое место». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Шишки,желоди,орехи» , «Пустое место». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

3 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

Номер урока

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата

провед.

Номер урока

Подвижные игры разных народов.

Изучение нового материала

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Стой олень», «Олень и волк». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Охотники и утки» , «Белые медведи». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

4 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

Номер урока

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата

провед.

Номер урока

Подвижные игры разных народов.

Изучение нового материала

Беседа: Национальные игры, отражение в них традиций и культурных ценностей народа. Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Коршун», «Хитрая лиса». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Коршун», «Хитрая лиса». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Стой олень», «Олень и волк». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Стой олень», «Олень и волк». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Охотники и утки» , «Белые медведи». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Охотники и утки» , «Белые медведи». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3

Лидия Клячкина
Физкультурное занятие. «Игры народов мира»

Физкультурное занятие "Игры народов мира" проведено в нетрадиционной форме.

В 1-ой части занятия включены танцевальные блоки тем самым соприкасают с прекрасным, позволит ребенку раскрыться как личности, укрепляют и развивают его положительный потенциал, приобщая его к культурным ценностям, а народные игры служат укреплению здоровья детей. Они рождены самой жизнью, появившись из окружающей природы, благодаря складывающимся обстоятельствам, они способны не только физически развивать детей, сделать из них сильных и выносливых взрослых, но и дать им возможность прикоснуться к родной культуре, понять и осознать менталитет того или иного народа.

Физкультурное занятие "Игры народов мира"

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции от физкультурного занятия.

Продолжать знакомство детей и играми народов мира.

Закрепить элементы народных танцев.

Продолжать учить согласовывать движения с музыкой.

Развивать у детей чувство ритма.

Воспитывать интернациональные чувства, чувство патриотизма.

Оборудование: 2 скамейки, обручи по количеству детей, магнитофон, аудио кассеты с определенной музыкой, нетрадиционное оборудование: покрышки от бутылок, бумага, скомканная в большой шар; 2 стойки, 1 стойка с веревкой, деревянная ложка, свисток – рожок.

Ход занятия

Воспитатель: “Нет в мире детей, которые бы не любили играть. Многие игры знакомы всем детям во многих странах мира. Но есть у каждого народа свои народные игры. Послушайте стих. О. Высотской “Давайте играть”.

Ребята подрастают на севере, на юге

Поют они, играют и помнят друг о друге

Украинцы и русские, давайте играть!

В Эстонии и Грузии, давайте играть!

Ребята на Кубани; на Днепре голубом

Играйте вместе с нами, а мы вам споем

Но сначала мы отправимся с вами в мир прекрасных и зажигательных народных танцев. Сегодня будем танцевать русский и чувашский, грузинский, украинский и восточный. Пора в путь”.

1). Русский “Барыня” а). Идут друг за другом 1 – 2- 3 шага на 4 выставить пятку в сторону – вперед, затем с другой ноги.

б). Руки “полочкой” идти друг за другом “дробным шагом”.

в). “Дробный шаг” с разведение рук в стороны и на пояс.

2). Чувашский танец. а) Идут друг за другом, девочки идут на носках, руки плавно вынося вперед и опуская вниз.

б). Мальчики пальцы в кулачке, руки то вперед, сгибая в локтях, то назад, выпрямляя; движение одной правой ногой, нога то вперед, то на пятку, то назад на носок.

в). “Гармошка” все дети выполняют на месте, стоя лицом в круг.

3). Грузинский “Лезгинка” а) Идут друг за другом: девочки на носках, руки плавно отводятся то направо, то налево. Мальчики тоже на носках, но пальцы в кулачках и на носках переминаются более энергично, чем девочки.

б) Встают в одну шеренгу: девочки обходят мальчиков, мальчики девочек.

в) Затем все двигаются вперед

4). Украинский Семь сорок. А). Все дети держатся за руки и образуют круг. Идут друг за другом обычным шагом, но чуть покачивая руками вверх-вниз, затем прыжок и поворот в другую сторону.

б) Тоже повторяют в другую сторону, а ногами выполняют приставной шаг то направо, то налево.

в). Руки у всех на поясе. Бег, ноги закидывая назад и кричат “Хоп”!. Бегут сначала в круг, а затем обратно.

5. Восточный. Вот мы и прибыли на игровую площадку, где будем играть в народные игры. Давайте вспомним какие народные игры вы знаете. (дети называют). А теперь по вашему желанию поиграем в одну из них.

Русская народная игра (по желанию детей)

Чувашская народная игра “Хищник в море” (Щоткон пула тинесре)

Один из играющих выбирается хищником, остальные рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2 – 3м. На одном конце, сделана петля и одета на стойку. Игрок, выполняющий роль хищника берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям – рыбкам нужно подпрыгнуть, задетые веревкой рыбки, выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу.

Украинская игра “Аисты” Каждый аист в общем большом круге, должен свить гнездо. По сигналу “приготовились” начинается игра, все аисты поднимают правую ногу и стоят. Водящий, прыгая на одной ноге, выбирает себе любое гнездо и прыгает в него. Как только в одном гнезде окажутся 2 аиста. Они оба выскакивают из гнезда и скачут на одной ноге в разные стороны по кругу. Тот, кто вернется первым, занимает гнездо, а кто опоздает становится водящим.

Казахская игра “Подними монету” На противоположной стороне площадки намечается линия старта и финиша. По площадке раскладываются большое количество монет (пробки от пластиковых бутылок). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки – передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачки на конях. На скаку, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Игра Финляндии “Белка выбирает дупло” Несколько групп по 3 человека в каждой встают в разных местах площадки, они изображают деревья, остальные белки. Их должно быть на одну больше, чем деревьев. Белки резвятся посреди площадки, грызут орехи, ищут грибы, до тех пор пока не раздается сигнал. Сигнал их пугает и заставляет разбежаться по своим местам. Белочка, оставшаяся лишней произносит: “Раз, два, три!” На это счет белки меняются местами, а лишняя спешит занять себе гнездо.

Игра Дании “Судно с грузом” Дети сидят в кругу. Один из игроков, бросает другому мяч из бумаги со словами “Вот плывет судно с грузом E…” (или любую букву алфавита) тот, кто ловит мяч, должен перечислить груз, начинающий с этой буквы, прежде чем остальные сосчитают до 10, После этого он бросает мяч другому. Если игрок не успеет назвать груз, выбывает из игры.

Воспитатель: Народные игры возвратили вас к преданиям глубокой старины. Они как живая эстафета, которая передается из поколения в поколение, Эти игры отражают национальный характер и быт данного народа.

Предлагаю вам потанцевать всеми любимую “Ламбаду” Импровизация.

Конспект занятия «Игры народов мир».
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи: диагностика знаний об играх народов мира, их традициях; познакомить с играми разных народов; воспитывать чувство уважения к традициям разных народов, внимательное отношение к окружающим; развивать и детей ловкость, быстроту, выносливость; способствовать сохранению и укреплению здоровья; привлекать дошкольников к активному участию в коллективных играх.
Ход занятия.
. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни.
Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам. В зависимости от места жительства и погодных условиях, все люди выглядят по - разному. Какие национальности Росси вы знаете?
И поэтому интересно узнавать, чем другой народ может отличаться от нас, какие у него традиции, какие могут быть праздники, непохожие на наши.
И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.
Сегодня мы поговорим об играх народов мира. Для чего необходимы подвижные игры? (для укрепления здоровья, чтобы общаться всем вместе)
- В какие игры вы играли в своём дворе, у нас на прогулке?
- Какая у вас любимая игра?
И сейчас мы с вами перенесёмся в..Индию.
Что вы знаете про Индию?
Индия.
Индусы доброжелательный и веселый народ, строго соблюдающий общие традиции и правила.
Интересно, что только народ Индии наносит на лоб себе точку, которая называется бинди. Это говорит о мудрости народа. Культура этой страны связана с религией
Холи - праздник весны, на котором все друг друга обсыпают цветными порошками из лекарственных трав и обливают водой.
Зира (кумин) - сушеные семена пряной травы. Специя обладает рядом полезных свойств. Зира способна приводить в норму пищеварение и значительно улучшать усвоение пищи. Кроме такого достоинства, специя применяется для профилактики некоторых заболеваний дыхательных путей и сердца, улучшает кровообращение.
Фенхель придает блюду легкую сладость. Эта специя в Индии используется для маринования овощей и немногочисленных блюд с баранины. Фенхель способствует лучшему пищеварению и иногда его жуют после еды как освежитель дыхания.
Кориандр.
Отвар семян кориандра в Индии является распространенным средством избытка или разлития желчи. Кориандр как специя в еде, а также в напитке оказывает на тело охлаждающее действие. Чай из кориандра помогает при опухолях и отеках.
Йога понимается зачастую набор физических упражнений, приводящих, тем не менее, к улучшению физического состояния и здоровья. Позволяется расслабиться, подумать о хорошем, прогнать из себя плохие мысли. Только йоги, после длительных тренировок могут ходить по углям, сидеть на гвоздях и стекле.
Культура этой страны связана с религией. Например, почитание животных: корова, слон, тигр, змея или лягушка – считаются священным животным. Убивать этих животных нельзя. Если заползла в дом змея, то её прогонять никто не будет, даже замахиваться не будут.
И дети всех народов Индии стремятся подражать ловкости и мудрости животных, поэтому и играют в игры, которые связаны с животными.
Игра «Аист и Лягушка».
В эту индийскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с островками. Игроки выбирают одного ведущего -"аиста", а остальные все игроки становятся "лягушками".
Правила игры “Лягушки ” сидят в "воде", не имея права выбраться на "сушу".
"Аист" должен ходить по берегу и пытаться поймать “лягушку”. “Аист” имеет право прыгать с “острова” на “остров”, но не может заходить в “воду”. Последняя пойманная "лягушка" - становится “аистом”.
Следующая страна, про которую я вам расскажу - это Китай.
Чем же интересен Китай? Даже приветствие друг друга – это целая церемония. Китайцев предпочитает здороваться - подняв над головой сцепленные руки.
В китайской культуре принято, прося прощения, наливать чай человеку, перед которым извиняешься.
- свадебной церемонии жених и невеста в знак уважения подают чай родителям, опустившись перед ними на колени. Молодожёны говорят родителям: «Спасибо вам за то, что вырастили нас.
Зелёный чай столетиями употребляют для улучшения обмена веществ, снижения веса, предотвращения кариеса, поднятия жизненного тонуса.
-снижает риск развития онкологический заболеваний.
-помогают сердечно-сосудистой системе бороться с заболеваниями.
Зелёный чай императорский напиток, сочетает в себе пользу и удовольствие.
Именно Китай – Родина бесстрашных самураев. Воины Китая – смелые и быстрые, как и их символ. Кто такие самураи? Это воины, телохранители своего господина. Самураями воспитывали с самого детства. Мальчиков принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам, зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной. Не разрешалось плакать. Постоянно были тренировки с оружием.
Боевые искусства Китая имеют давнюю историю. Они развиваются на протяжении отнюдь не нескольких десятилетий, более десяти столетий. Одним из видов боевых единоборств является «ушу». Китае ушу с удовольствием изучают не только мужчины, но и женщины. Его задачами являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона.
Имитационные стили были разработаны на основе характеристик конкретных птиц, животных или насекомых. Примеры наиболее известных стилей: белый журавль, тигр, обезьяна, собака и богомол.
Боевые искусства Китая:
Дракон Кунг-Фу, «Белый журавль», «Коготь Тигра»,«Собачая лапа», «Стиль Леопарда» Кунг-Фу,Северный Богомол, Белый Дракон,стиль змеи,Южный Богомол,Коготь Орла.
Китай, так же знаменит своими священными животными – драконами и черепахами. Могущество, мудрость, сила и отвага – вот в чем тренируются китайские дети в своих играх.
Подвижная игра « Дракон кусает свой хвост».
-Какие качества может тренировать это игра? (ловкость, смекалку, хитрость).
Как вы думаете, про какую страну мы сейчас будем говорить?
Россия.
Россия – поистине уникальная страна.
Россияне верят в многочисленные народные традиции и предания.
Широко и с размахом празднуют россияне свои праздники: Рождество, Пасху, Масленицу, которые сопровождаются играми, песнопениями, обрядами и играми.
В какие игры на Масленицу?
- Кататься можно на чем угодно - катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на коньках, бой мешками, снежный тир, ледяной столб, кулачные бои, перетягивание каната.
Это было не только весело, но и полезно для здоровья. Игры на свежем воздухе, способствовали укреплению здоровья, развитию ловкости, силы, смекалки.
Особенно ценит наш народ красоту своей природы и славит ее в песнях и даже играх. Чем знаменита Россия? Россия знаменита берёзами, соловьями, красотой родного края, богатства природного края. А сколько лекарственных трав даёт нам щедрая приода!
Игра «Зорька-зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих заря ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила,
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Мы на прогулке с вами всегда играем, проводим соревнования, а так же вы занимаетесь на спортивном комплексе. Покажите мне, где он находится.
На чём здесь можно заниматься? (на кольцах, брусьях, на канате, по лесенкам подниматься и опускаться).
Кто-нибудь может показать, как можно заниматься на кольцах? На турнике подтягиваться? Кто может забраться на канат?
А для чего нам необходимо заниматься на спортивном комплексе? (чтобы быть сильными, ловкими, не болеть, физически развиваться)
Это всё хорошо, но занимаясь на спортивном комплексе о чём вы не должны забывать? (быть осторожными, с мокрой обувью не подниматься, когда занимаешься, не мешать другим, чтобы сосед не получил травму). Помните, что занимаясь, вы не должны забывать о технике безопасности, чтобы не навредить своему здоровью.
Давайте подойдём к нашей песочнице. О чем вы должны помнить, играя здесь? (не сыпать песок друг на друга, не раскручивать грибок, не садиться на мокрый песок, потому что можно заболеть).
С помощью песка тоже можно укреплять здоровье. Ходить по песку – босохождение, лепить куличи, используя сухой и мокрый песок. Игр с песком очень много - начиная с лепки куличиков до игр в «Магазин». А я предлагаю вам порисовать песком.
Релаксация - рисование песком.
Итог.
«Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, - мы их называем «ИГРЫ»!
Игры какого народа вам больше всего понравились?
Запомните, что игры в первую очередь учат вас быть дружными, не ругаться, не ссориться по пустякам. А так же с помощью игр вы становитесь сильными, мужественными, смелыми.

 
Статьи по теме:
Развивающая игра-головоломка «Танграм
Разгадывать головоломки любят и взрослые, и дети. Это занятие увлекательно, к тому же оно прекрасно развивает логику, целеустремленность и усидчивость.Одной из интереснейших головоломок давно уже признана игра танграм, начинать знакомство с которой полезн
Настольная игра Квест - Коллекция (Unlock!
Начну с того, что все желающие могут скачать с сайта издателя два демо-сценария. Первый состоит из 10 карт и, по сути, заменяет правила, показывая, как взаимодействуют нарисованные предметы и каким образом решаются задачки. Этот сценарий, кстати, входит
Онлайн игра время для героя
Всех рад приветствовать снова! В начале 2015 года командой российских издателей и разработчиков браузерных игр был запущен проект – ролевая игра Время для героя. Достаточно простая, но в ней приходится изрядно пораскинуть мозгами при выполнении некоторых
Выполнено достижение
Хранители В самом начале игры в башне Ксардаса говорим с Даготом и принимаем его предложение (можете отказаться, но в этом случае ветка хранителей будет для вас потеряна навсегда). Пока ничего не ясно, какой-то мужик в капюшоне спросил нас какую-то хрен